Социальная дезадаптация детей и подростков: проявление и помощь со стороны взрослых

Социальная дезадаптация – современный недуг отдельных людей. Несмотря на то, что всевозможные компьютеры, телефоны, возможности работать и платить дистанционно способствуют отчуждению от общества, полезного в этом мало. Человеку необходимо общение, а также соблюдение некоторых норм поведения. Так он может расти и развиваться.

Социальная дезадаптация детей и подростков: проявление и помощь со стороны взрослых

Люди испытывают трудности в общении

Социальная дезадаптация что такое

Понятие социальной дезадаптации принадлежит трем сферам: это психология, социология и педагогика.

Отвечая на вопрос, что такое дезадаптация личности в психологии, во внимание берется умение человека приспосабливаться к условиям, продиктованным неким обществом.

Говоря точнее, индивид имеет проблемы с адаптацией, либо он не может правильно соблюдать правила и нормы поведения в социальной сфере.

Определение в психологии

Дезадаптация – это в психологии не просто неумение соблюдать общественные нормы и правила поведения, но и опасность пережить деградацию. Суть в том, что индивид испытывает трудности при контакте с окружающими его людьми.

Обратите внимание! Множество факторов способствует развитию данного недуга. Нет необходимости выходить из дома – работать можно через интернет, оплачивать счета дистанционно с помощью карточки, даже покупки заказываются по телефону.

Виды социальной дезадаптации

Функции общения в психологии и их краткая характеристика

Когда индивид наблюдает сложности в общении, нахождении в кругу других людей, испытывает внутренний дискомфорт и понимает, что ему становится сложнее привыкать к новым социальным группам, он страдает от данного недуга. Существуют разные виды дезадаптации, среди которых выделяют патогенную, психосоциальную и непосредственно социальную. Человек намеренно избегает контактов или, например, проявляет неадекватное, агрессивное отношение к окружающим.

Медицинская

Медицинская, или патогенная социальная, дезадаптация характеризуется не столько изменениями поведения, сколько предрасположенностью к ним. Отмечается, что такое явление может произойти ввиду врожденных особенностей или недостатков, в пример можно привести уровень умственного развития.

Психологическая

Социально-психологическая дезадаптация характеризуется особенностями развития организма, гормональными изменениями, психическими нарушениями. Кроме того, появлению дезадаптации способствуют страхи, особенно те, которые формируются в фобии.

Социальная дезадаптация детей и подростков: проявление и помощь со стороны взрослых

Недуг может возникнуть вследствие гормональных изменений

Причины социальной дезадаптации

Дезадаптация личности – современный недуг, которому подвержены люди любого возраста, в частности, школьники младшего возраста, подростки, взрослые люди.

Во многом причины данного отклонения закладываются с детства, когда ребенок не был обучен правильным социальным контактам, общению.

Также отношение родителей к растущему ребенку имеет большое значение на разных этапах взросления. Все же существуют прочие причины развития дезадаптации.

У детей

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

Факторы социальной дезадаптации личности ребенка зависят от семейной атмосферы: в каких условиях он воспитывался, каково поведение родителей и прочих родственников по отношению к малышу. Ребенок испытывает неспособность дать себе адекватную оценку в процессе общения, эмоциональную неуравновешенность, в целом низкие навыки общения.

У подростков

Признаки подростковой дезадаптации выражаются в высоких требованиях к окружающим, неадекватности восприятия критики, готовности унизить собеседника. Наряду с гормональной перестройкой, подросток испытывает эмоциональную неуравновешенность. Все это может усугубляться так называемой травлей в школьные годы.

Обратите внимание! В процессе общения со сверстниками подросток ведет себя пассивно или, напротив, агрессивно, в силу чего группа «выталкивает» его за границы данного общества, либо ребенок покидает его самостоятельно, испытывая негативные чувства от полученного опыта.

У взрослых

У взрослого человека данный недуг развивается в силу заболеваний нервной системы, а также травм головного мозга и прочих физических нарушений.

Также возникновение дезадаптации наблюдается по причине отклонений психического характера, например, при повышенной возбудимости или, наоборот, слабости.

Имеет значение и воспитание, а также временное или постоянное нахождение во враждебной обстановке, что само по себе отвращает индивида от дальнейших контактов с людьми, проявляющими даже незначительную агрессию.

Признаки, симптомы и диагностика дезадаптации

Депрессия — что это такое в психологии

Неспособность знакомиться, поддерживать общение, дискомфорт из-за вынужденного нахождения в обществе – все это социально психологическая дезадаптация. Основные признаки человека, испытывающего данное социальное отклонение:

  • В состоянии дезадаптации индивид испытывает затруднения в учебе или работе, если ему приходится подчиняться жестким правилам, а также постоянно контактировать с потоком людей.
  • Он не испытывает нужды в удовлетворении социальных потребностей.
  • Наблюдается отсутствие навыков общения.
  • Дискомфорт в процессе общения или нахождения среди группы людей, независимо от уровня знакомства с окружающими.

Социальная дезадаптация детей и подростков: проявление и помощь со стороны взрослых

Данное отклонение мешает повседневной жизни

В целом, индивид осознанно отстраняется от контактов, общения. Примечательно, что современные технологии вполне способствуют такому образу жизни, поскольку работать, общаться, платить за товары и услуги можно, не выходя из дома.

Уровни социально-психологической дезадаптации

Выделяют 4 уровня дезадаптации:

  1. Начальный этап можно интерпретировать как нижний уровень, латентные проявления признаков недуга;
  2. «Половинный» уровень – т.е. некоторые отклонения социального поведения то проявляются, то исчезают;
  3. Устойчиво входящий – очевидные социальные нарушения;
  4. Закрепившаяся дезадаптация – набор признаков, осложняющих повседневную жизнь индивида.

Как лечить, методы коррекции

В зависимости от формы и характера болезни можно вызвать смягчение признаков, затем их устранение. Следует как можно раньше обратиться к психологу. Он обязательно посоветует наладить социальные контакты и поможет пациенту со временем делать это без страха.

Обратите внимание! Будут полезны тренинги по развитию хобби, т. е. нахождение среди людей со схожими интересами.

Важен оптимистический настрой, что будет вырабатываться постепенно. В конце концов, человек будет жить полной жизнью.

Профилактика социальной дезадаптации

Закрываясь от мира, человек неосознанно усложняет себе жизнь. Общение, учеба, работа требуют придерживаться социальных правил, чтобы добиться успеха. Даже есть понятие «полезных знакомств», подразумевающее, что каждый человек приносит пользу.

Общение – это труд, бывает и горький опыт. Он необходим, чтобы сделать свое социальное поведение максимально эффективным, заодно научиться разбираться в людях.

Социальная дезадаптация детей и подростков: проявление и помощь со стороны взрослых

Психический недуг поддается лечению

Дезадаптации подвергаются как дети, так и взрослые. Причины кроются в воспитании, гормональных изменениях, физических и психических отклонениях, а также получении негативного опыта общения. Однако дезадаптацию можно корректировать, купировать, необходима профессиональная помощь.

Источник: https://srazu.pro/socializacia/socialnaya-dezadaptaciya-v-psixologii.html

Социальная дезадаптация детей и подростков, синдром госпитализма

Социальная дезадаптация детей и подростков: проявление и помощь со стороны взрослых

Здоровье, самочувствие и успешность человека во многом определяется его умением адаптироваться к окружающим условиям и налаживать связи с людьми. Кому-то это удается очень легко, кто-то учится в течение жизни, а для некоторых это превращается в настоящую проблему. Психологическая дезадаптация не только ухудшает качество жизни человека, но и может стать причиной развития множество психологических и социальных проблем – от отсутствия круга общения до невозможности работать и содержать себя.

Что такое десоциализация

Социальная дезадаптация детей и подростков: проявление и помощь со стороны взрослых

Десоциализация или социальная дезадаптация – это полная или частичная неспособность человека адаптироваться к существующим вокруг него условиям среды и обществу.

Адаптационный механизм является одним из важнейших условий успешного существования человека, благодаря ему он с детства приучается соблюдать определенные нормы, общаться согласно существующим в конкретном обществе правилам и вести себя соответственно возникающим ситуациям. Нарушение этого адаптационного механизма приводит к «срыву» или отсутствию появления налаженных связей между индивидуумом и социумом, человек «не вписывается» в существующие рамки и не может полноценно взаимодействовать с окружающими.

Причины социальной дезадаптации могут быть разными, только часть людей, страдающих от подобного расстройства, имеют различные психопатологии, у остальных это состояние возникает в результате неправильного воспитания, стрессов или депривации.

Дезадаптация у детей

Особое значение приобретает дезадаптация детей в современном обществе. Все больше детей в развитых и развивающих странах страдают разнообразными нарушениями поведения и психики.

Большинство из них не могут нормально адаптироваться к социуму и, по мере их роста и взросления, количество проблем только увеличивается.

Причем, по мнению специалистов, только чуть больше половины таких детей страдает от неврологических заболеваний и психопатологий, у других нарушение социальной адаптации возникает из-за условий их жизнедеятельности, неправильного воспитания или его отсутствия, а также влияния родителей и окружающей среды.

Социальная дезадаптация детей и подростков может крайне отрицательно отразится на их развитии – такие дети не могут нормально устанавливать контакты со сверстниками, а затем – с окружающими их людьми, у них возникают деформации личности, асоциальные наклонности, может развиться неврологическое заболевание или они не смогут достичь каких-либо успехов в будущем.

Своевременная коррекция таких нарушений у детей и подростков помогает им достаточно быстро преодолеть состояние дезадаптации и усвоить все необходимые навыки. Во взрослом возрасте и у старших подростков на это требуется гораздо больше времени и усилий – это связано, как с меньшей пластичностью психики, так и с количеством «навыков», которые необходимо восполнить.

Это неоднократно подтверждалось многочисленными исследованиями и практической деятельностью – дети в раннем возрасте находившиеся в состоянии социальной дезадаптации, легко и быстро догоняют и даже опережают своих сверстников в развитии при помещении их в благоприятные условия. А вот взрослым, выросшим в состоянии дезадаптации, гораздо сложнее усвоить необходимую информацию и «влиться» в более сложный социум.

Причины дезадаптации

Социальная дезадаптация детей и подростков: проявление и помощь со стороны взрослых

Десоциализация или психическая дезадаптация может возникнуть из-за психологических, физических или социальных причин.

Самыми значимыми, на сегодняшний день, считаются социальные и социально-экономические причины, так и нарушения в работе нервной системы и особенности психики могут быть скорректированы правильным воспитанием и развитием, а вот не соблюдение правил воспитания в социуме может привести к проблемам с социальной адаптацией даже при полном физическом и психическом здоровье.

Социально психологическая дезадаптация возникает при:

  • Физических или биологических нарушениях – травмах головного мозга, заболеваниях нервной системы, инфекционных заболеваний, протекающих с высокой температурой и интоксикацией.
  • Психологических нарушениях – особенности нервной системы (слабость, излишнее возбуждение, нарушение волевых процессов), акцентуации характера и так далее.
  • Социальных нарушениях – особенно значим этот фактор в детском и подростковом возрасте. Неправильное воспитание, отвержение ребенка или подростка семьей или коллективом может привести к дезадаптации и развитии серьезных нарушений психики. Взрослые также могут страдать от социально-психологической дезадаптации оказавшись в непривычной и враждебной для них обстановке, ситуации всеобщего неприятия или травмы (например, психически здоровый, полностью адаптированный взрослый человек при помещении в места лишения свободы или асоциальное сообщество).
Читайте также:  Составляем меню школьной столовой: блюда для школьного питания

Десоциализация в детском и подростковом возрасте может быть вызвана и некоторыми другими факторами, например, длительным содержанием ребенка без родителей или нарушением общения в школе.

Госпитализм у детей – это патологический синдром, который развивается у детей, длительное время находящихся в условиях больницы или интерната, насильно оторванных от родителей и привычного круга общения.

Дефицит общения приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, формированию эмоциональных нарушений и социальной дезадаптации.

Такие нарушения возникают из-за отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, а также недостатка положительных и отрицательных раздражителей со стороны социума. Ребенок в таких условиях предоставлен самому себе и не может полноценно развиваться.

Синдром госпитализма у детей развивается не только при помещении в больницу, но и при длительном пребывании в интернате, детском доме и других местах, где ребенок лишается привычного круга общения.

У подростков чаще возникает школьная дезадаптация. Десоциализация развивается в случае «непохожести» ученика на других сверстников, причем причиной «изгнания из общества» может быть любая отличительная черта: низкая или высокая успеваемость, внешние данные, индивидуальные черты или что-то другое.

Школьная дезадаптация часто возникает при смене привычной среды для ребенка, резком изменении его внешности или социального фактора, иногда – без видимых причин.

Отторжение, насмешки со стороны сверстников и отсутствие поддержки со стороны учителей и взрослых приводят к нарушению установления социальных связей и утраты своего места в социуме.

Кроме вышеперечисленных причин десоциализация может возникать из-за нервных и психических расстройств у детей и взрослых:

Симптомы десоциализации

Социальная дезадаптация проявляется в невозможности человека полноценно приспособиться к окружающим его условиям. Выделяют полную и частичную социальную дезадаптацию.

При частичной дезадаптации человек перестает контактировать или соприкасаться с определенными сферами жизни: не ходит на работу, не посещает мероприятия, отказывается от общения с друзьями.

При полной – нарушения возникают во всех сферах жизни, человек замыкается в себе, перестает общаться даже с самыми близкими и постепенно теряет связь с окружающей его действительностью.

Признаки социальной дезадаптации:

  • Агрессивность – один из самых характерных признаков. Дезадаптированные дети становятся агрессивными, так как они просто не понимают как себя вести и заранее занимают защитную позицию. Подростки и взрослые также используют вербальную и невербальную агрессию, манипуляции и ложь для наиболее быстрого достижения целей. В таком состоянии они не делают попыток наладить взаимодействие с окружающими и не пытаются понять, какие в этом обществе существуют нормы и правила.
  • Замкнутость – еще один характерный признак. Человек перестает общаться с окружающими, он полностью уходит в себя, прячется от людей, препятствует попыткам завязать с ним отношения.
  • Социофобия – постепенно развивается страх перед общением, большим количеством людей, необходимостью разговаривать с кем-то и так далее. Человеку становится все сложнее сделать что-то, выходящее за рамки его ежедневных дел, он начинает бояться посетить незнакомое место, сходить куда-то, завести разговор с незнакомым человеком или даже, выйти из дома.
  • Отклоняющееся поведение – отсутствие социальных контактов приводит к игнорированию существующих в обществе норм и правил. Результатом этого часто становится отклоняющееся или асоциальное поведение.

Коррекция

  • Социальная дезадаптация характеризуется утратой связей с обществом и окружающим миром и если вовремя не будет проведена коррекция этого состояния, то возможно полное разрушение личности или ее недоразвитие.
  • Коррекция социальной дезадаптации начинается с установления причин ее развития и зависит от возраста пациента.
  • Людям, у которых синдром десоциализации, возник во взрослом возрасте, рекомендована помощь психотерапевта или психолога, посещение тренингов, обязательное налаживание социальных контактов, работа с собственным поведением, страхами и так далее.

Дезадаптированные дети нуждаются в длительной совместной работе родителей или воспитателей, педагогов и психологов. Необходимо оценить степень отставания в развитии, понять, что в психике ребенка изменилось из-за социальной дезадаптации и скорректировать эти нарушения.

Профилактика школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности у детей и подростков на сегодняшний день является важнейшей задачей современного общества.

Источник: https://opsihoze.ru/rasstrojstva-lichnosti-i-povedenija/sotsialnaya-dezadaptatsiya-desotsializatsiya-prichiny-priznaki-korrektsiya.html

Что такое социальная дезадаптация в психологии и каковы ее признаки

Дорогие читатели, пришло время поговорить о том, что собой представляет социальная дезадаптация. Вы узнаете, по каким причинам возникает подобное состояние. Вам станет известно, какие проявления его характеризуют. Выясните, как такая дезадаптация проявляется у детей и подростков. Вам станут известны методы борьбы с подобным состоянием.

Общие сведения

Данный термин укоренился в жизни людей. Кому-то может показаться удивительным то, что с развитием инновационных технологий, многие люди ощущают одиночество, становятся неприспособленными к условиям окружающей действительности. Некоторые личности не способны сориентироваться даже в обычных ситуациях, не знают, как себя вести в том или ином случае.

Под понятием социальной дезадаптации, как правило, рассматривают частичную или полную неприспособленность личности к окружающей действительности, ее условиям.

Особа, которая страдает дезадаптацией, неспособна нормально взаимодействовать с другими индивидами. Такая личность будет или регулярно избегать контактирования или проявлять агрессивное поведение.

Такому состоянию характерны повышенная раздражительность, неспособность принимать чужую точку зрения.

Такая дезадаптация появляется тогда, когда отдельно взятый индивид прекращает замечать происходящее в реальном мире, полностью пропадает в своей реальности, заменяя отношения с живыми людьми. При этом происходит утрата личностного роста.

Различают два вида СД.

  1. Частичная дезадаптация. Происходит выпадение из общественной жизни. Характерным примером является то, как человек после длительной болезни впервые выходит на работу. В этот период у него не было общения с коллегами, но присутствовали друзья и родственники.
  2. Полная дезадаптация. Происходит потеря веры в собственные силы, развивается недоверие к людям. Особа не знает, как вести себя, не представляет норм общества. Создается впечатление, что происходит что-то не так, как нужно.

Оба вида могут присутствовать у людей, которые имеют зависимости. Девиантное поведение всегда идет наравне с дезадаптацией в той или иной степени проявления.

Существует пять уровней развития СД.

  1. Нулевая стадия. Отсутствуют личностные деформации, ценности не изменены. Проявляются исключительно незначительные формы поведенческих изменений, грубое обращение, непослушание. Решение проблемы: социальное воспитание, прививание человеку убеждений социальных норм, информирование.
  2. Негативные социальные установки. Личностная деформация все еще отсутствует, однако, проявляется сильная зависимость от окружающих. Человек может начать экспериментировать с курением, алкоголем. Технология профилактики включает предупреждение профориентации по отношению к ближайшему окружению ребенка и его самого.
  3. Систематический. Присутствует проявления делинквентного поведения, кражи, хулиганство, драки. Носит хронический характер, появляются зачатки дезадаптации личности. Зачатки берутся в нарушениях мотивационно — потребностной сферы человека, у него становится меньше интересов и целей в жизни. В такой ситуации необходима социальная коррекция, чтобы исправить поведение.
  4. Аддикция, зависимость. Поведение индивида представляет опасность для других людей. Требуется реабилитация, главное, чтоб человек сам захотел измениться.
  5. Сопротивление. Индивид противостоит всем нормам, пытается изменить мир. Личностная деформация уже носит необратимый характер. У человека сформированная противоположная система ценностей. На данной стадии необходима ресоциализация, которая будет проявляться изменением установок, норм, целей и жизненных ценностей индивида.

Причины

Конфликтное поведение — возможная причина развития социальной дезадаптации

  1. Педагогическая запущенность. Наличие невнимательного отношения к ребенку, отсутствует забота и должный уход. Когда малышу уделяется недостаточно внимания, он уходит в себя, чувствует, что никому не нужен. Когда он взрослеет, может замкнуться, уйти во внутренний мир.Дезадаптация будет формироваться постепенно на протяжении нескольких лет, также может быть внезапной. Если ребенок ощущал свою ненужность, то, повзрослев, у него возникнут сложности с пониманием окружающих. Дезадаптация лишает моральных сил, лишает веры в собственные возможности и в себя. Появляются сложности с самоопределением, невозможность найти свое место под солнцем.
  2. Потеря привычного коллектива. Может проявляться в ситуациях, когда имело место длительное заболевание или присутствовала смена деятельности. Дезадаптация проявиться через какое-то время в нежелание выходить из дома, выполнять обыденные обязанности, следить за собой, с кем-то видеться. Человек может уйти с головой в работу, сосредоточиться на самом себе.Постепенно он поймет, что может действовать без чьей-либо помощи, другие люди начнут его раздражать. Со временем сформируются всевозможные страхи, касающиеся общения с другими людьми и взаимодействия с ними. Например, творческие индивиды много времени проводят наедине с собой, так они черпают вдохновение, чтобы иметь возможность реализоваться в своем труде.

    Но при этом у них нет возможности поделиться с кем-то своей радостью.

  3. Конфликт с окружением. Отдельная особа может бросить вызов всему обществу, она будет чувствовать себя незащищенной. Конфликт сильно выматывает, формирует недоверие и подозрительность, разрушает характер в целом, возникает чувство беспомощности.СД является следствием неумения выстраивать правильные отношения с другими людьми и с окружающим миром.

Характерные проявления

Агрессия — возможное проявление социальной дезадаптации

Предлагаю Вашему вниманию признаки, характеризующие данное состояние.

  1. Агрессия. Проявляется по той причине, что человек, не имея нормального общения, утрачивает этот навык. Личность больше не стремится, чтобы ее понимали, ей гораздо проще получить желаемое, используя манипуляцию. Данное проявление несет опасность, как самому человеку, так и его окружению.
  2. Уход в себя. Появляется замкнутость, личность перестает рассчитывать на помощь других. Проще самому все сделать, отсутствуют отношения с другими людьми, человек не заводит новые знакомства.
  3. Социофобия. Индивид со временем прекращает строить социальные связи, у него больше нет близких людей, которых бы интересовало его внутреннее состояние. Страх перед новыми знакомствами появляются из-за необходимости что-то менять в своем отношении к окружающей его действительности.
  4. Нежелание подчиняться к требованиям, принятым в обществе.

Дезадаптация у детей

На сегодняшний день присутствует критическая ситуация, которая сложилась в обществе, связанная с социальной дезадаптацией детей. Все чаще фиксируются такие проявления, как:

  • нежелание обучаться;
  • педагогическая запущенность;
  • повышенная утомляемость;
  • серьезное истощение;
  • отсутствие целенаправленности;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • алкоголизация в раннем возрасте.

К причинам появления проблемы в детском возрасте относят:

  • неадекватность оценивания себя в момент общения;
  • отсутствие коммуникативных навыков, даже элементарных;
  • завышенное требование к своему окружению, особенно, когда ребенок превосходит своих сверстников по тем или иным параметрам;
  • эмоциональная нестабильность;
  • тревожное состояние и боязнь общения;
  • замкнутость;
  • преобладание собственного Я, ощущение превосходства над другими.

Когда у ребенка отсутствуют коммуникационные навыки, это является значительной преградой для межличностных отношений.

Дезадаптация в социальной сфере может проявляться:

  • излишней агрессией ребенка;
  • заниженной самооценкой;
  • отсутствием желания общаться;
  • неуравновешенность, которая может проявляться перепадами настроения;
  • замкнутость;
  • демонстрация своих эмоций на людях.

Подобное состояние весьма опасно для детского возраста, так как может привести к серьезным последствиям, а именно:

  • личностным деформациям;
  • задержке психического и физического развития;
  • дисфункции мозга;
  • одиночеству;
  • расстройствам нервной системы, в частности агрессивности, подавлении инстинкта самосохранения, проблем взаимоотношения с другими людьми и сверстниками, к суициду.

В подростковом возрасте

Сегодня у молодежи все чаще диагностируется депрессия. У них еще долгая счастливая жизнь впереди, при этом они не способны вести активные действия и преодолевать сложности.

Выходит так, что уже взрослый человек должен по-новому учиться получать от жизни удовольствие, потому как он ускоренно теряет данный навык. Это же касается и депрессивного состояния в детском возрасте.

В современном мире подростки отдают предпочтение виртуальному общению, а не реальному, они при помощи интернета реализуют все свои потребности. Социальные сети, компьютерные игры фактически заменяют человеческое взаимодействие.

Личность развивается в процессе своей жизнедеятельности, когда происходит изменение детского отношения к реальности.

Под влиянием условий внешней среды и наличия внутренних факторов у ребенка развивается дезадаптация, которая проявляется девиантным поведением.

В подростковом возрасте происходит нарушение процесса социализации, деформация ценностных и референтных ориентаций, снижение значимости воздействия педагогов и родителей.

У школьников все чаще проявляется дезадаптация, потому что современная образовательная система не способствует нормальной социализации личности.

Кроме того, она усугубляет процесс СД, связанный со сложностями в семейном воспитании, что проявляется еще большими аномалиями в поведении подростков.

Именно поэтому на сегодняшний день все больше подростков имеют негативный характер процесса социализации, происходит возрастание несовершеннолетней преступности.

На высокий рост дезадаптированных подростков оказывают влияние такие противоречия, как:

  • безразличие к вредным привычкам в школьной среде;
  • отсутствие борьбы с прогулами;
  • отсутствие воспитательной работы со школьниками;
  • наличие подростков, которые бросили школу.

Это приводит к тому, что дети в подростковом возрасте все чаще вступают в преступные группировки, а там развивается девиантное, противоправное поведение. Развитие дезадаптации у подростков является результатом социального отчуждения молодежи от общества.

К характерным проявлениям СД в школе относят:

  • неуспеваемость, может проявляться хроническим процессом, отсутствием освоения общеобразовательной программы и навыков в учебе;
  • неправильное отношение к процессу обучения в целом, а также к отдельно взятым предметам, преподавателям, при этом поведение может быть, как равнодушным, так и демонстративным или пассивным;
  • постоянно повторяющиеся отклонения в поведении, в процессе обучения, в частности, нарушение дисциплины, пренебрежение школьными правилами, вандализм.

Существует два вида дезадаптации в подростковом возрасте.

  1. Школьная. Несоответствие социо — психологического и психофизического состояния детей требованиям обучения в школе. Проявляются затруднения с овладением навыков, знаниями, иногда невозможностью обучения.
  2. Социальная. Поведение не соответствует принципам, принятым для детей и подростков. Она может проявляться:
  • асоциальным поведением;
  • нарушением норм, прав и морали;
  • отчуждением от основных институтов социализации;
  • в склонности к суициду;
  • деформации системы ценностей и социальных установок;
  • внутренней саморегуляции;
  • в резком ухудшении нервно — психического здоровья;
  • подростковом алкоголизме.

Основываясь на степени глубины, выделяют две стадии дезадаптации:

  • первая — представляет собой педагогически запущенных учеников;
  • вторая — социально запущенные подростки. Она характеризуется отчуждением от школы, от семьи, от институтов социализации. Развитие происходит под влиянием эндогенных и социальных факторов. Для подростков становятся характерными безнадзорность, бродяжничество, наркомания, к трудовой деятельности они относятся негативно.

Социально — психологическая дезадаптация в подростковом возрасте развивается под воздействием ряда факторов:

  • наследственность;
  • дефекты семейного и школьного воспитания;
  • социальный фактор, в частности, социально — экономические и социальные условия функционирования в обществе;
  • наличие деформаций в самом обществе;
  • результат деятельности самого индивидуума, которая начинается избирательным отношением к ценностям и нормам окружения.

Коррекция состояния

Новые знакомства и общение с другими людьми — метод борьбы с СД

  1. Важно создание социальных контактов.
  2. Если среди знакомых уже никого не осталось, попытайтесь познакомиться с кем-то новым, старайтесь общаться везде, где это только можно.Не нужно бояться, что о Вас сложится впечатление, как о глупом человеке, оставайтесь самим собой.
  3. Найдите себе увлечение, отправьтесь на специализированный кружок. Посетите тренинги, курсы. Там Вы сможете найти людей со схожими интересами, завязать новые знакомства.
  4. Попытайтесь устроиться на постоянную работу, чтобы сформировался круг общения. Осознайте то, что без живого общения невозможно нормально существовать.
  5. Поборите свои сомнения и страхи. Если самостоятельно не получается с ними справиться, обратитесь за помощью к психологу.
  6. Коррекция данного состояния у детей включает в себя специальные тренинги, которые обучают развитию навыков коммуникативности, психотехнические занятия, развивают личность с разных сторон, занимаются релаксацией.

Профилактика

Профилактика включает в себя и действия, направленные на детей, у которых появились первые признаки социальной дезадаптации

  1. Первичная. Направлена на предотвращение развития возможных проблем, неблагоприятных условий, которые могут влиять на формирование дезадаптации.
  2. Вторичная.Направлена на распознание ранних проявлений дезадаптации, уменьшение воздействия плохих факторов, работу с детьми, которые находятся в группе риска.
  3. Третичная. Проведение специальных мероприятий при наличии уже появившихся признаках дезадаптации.Направлена на предупреждение формирования новых проявлений.

Теперь Вы знаете, что собой представляют причины социальной дезадаптации. Зная их, человек способен предупредить развитие подобного состояния.

Если замечаете в себя характерные проявления, то лучше не бездействовать, а сразу заняться корректировкой, чтобы не допустить развития последствий.

Источник: https://psycho4you.ru/lichnost/harakter/sotsialnaya-dezadaptatsiya-lichnosti

Типология детско-подростковой дезадаптации, её причины и предпосылки

Поскольку социальная адаптацияэто включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация -этонарушение процесса социального развития индивида. Признаки детско-подростковой социальной дезадаптации: нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентаций, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, ранняя подростковая алкоголизация, склонность к суициду.

В исследовательской литературе перечисляется несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков: наследственность (психофизическая, социальная), психолого-педагогический фактор (дефекты школьного и семейного воспитания), социальный фактор (социальные и социально-экономические условия в обществе), социальная деятельность самого индивида, т.е. активно-избирательное отношение к нормам и ценностям своего окружения, его воздействию, а также личные ценностные ориентации и способность к саморегулированию своего окружения 2.

В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те или иные формы детской дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как «трудновоспитуемость».

«Трудновоспитуемость, характеризующаяся социальными отклонениями и социальной дезадаптацией, сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации и, прежде всего, семьи и школы».

В данном случае трудновоспитуемость проявляется в кризисные периоды психофизиологического развития, которые характеризуются качественно новыми психологическими образованиями, что требует перестройки характера отношений взрослых, родителей, воспитателей, педагогов с ребенком, подростком, а также изменений всей системы воспитательных мер и воздействий, социальной ситуации развития.

Л. С. Выготский, одним из первых в отечественной психологии, разрабатывавший проблему периодизации психического развития, выделял кризисы новорождения, одного года, трех, семи, тринадцати лет.

Кризис новорождения связан с изменением социальной и биологической среды обитания, кризис одного года — с освоением ребенком прямохождения, трех лет — с овладением речью, семи лет — с изменением социальной ситуации развития (поступление в школу) и тринадцати лет — кризис подросткового возраста. Кризис подросткового возраста является одним из самых сложных, переживаемых ребенком в процессе своего психического развития. В этот период перехода от детскости к взрослости, как уже отмечено выше, происходят серьезные изменения как в организме, психике, так и в характере взаимоотношений подростка с окружающими, взрослыми и сверстниками .

В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации можно выделить патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию детей и подростков.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы.

В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставания в умственном развитии, дефекты анализаторов, в основе которых — серьезные органические повреждения).

Выделяют также так называемую психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки, энурез и т.д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией. По оценкам специалистов, 15 — 20% детей школьного возраста страдают теми или иными формами психогенной дезадаптации и нуждаются в комплексной медико-педагогической помощи.

В общей сложности, по данным исследований А. И.

Захарова, до 42% детей дошкольного возраста, посещающих детские сады, страдают теми или иными психосоматическими проблемами и нуждаются в помощи врачей-педиатров, психоневрологов и психотерапевтов.

Отсутствие своевременной помощи приводит к более глубоким и серьезным формам социальной дезадаптации, к закреплению устойчивых психопатических и патопсихологических проявлений.2

В решении этой проблемы важное значение отводится превентивным мерам, в качестве которых выступают меры медико-педагогического, оздоровительно-реабилитационного характера, которые должны осуществляться как в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях (детсадах, школах), так и в специальных лечебно-воспитательных реабилитационных учреждениях.3

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально — психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений.

К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести акцентуации характера, которые выражаются в заметном специфическом своеобразии характера ребенка, подростка, требуют индивидуально-педагогического подхода в семье, школе, и в отдельных случаях могут быть также показаны психотерапевтические и психокоррекционные программы, различные неблагоприятные и индивидуально-психологические особенности эмоционально-волевой, мотивационно-познавательной сферы, включая такие дефекты, как снижение эмпатийности, низкая познавательная активность, резкий контраст в сфере познавательной активности, дефекты волевой сферы (безволие, податливость чужому влиянию, импульсивность, расторможенность, неоправданное упрямство и т.д.).

К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно, прежде всего, отнести психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка, подростка.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации.

При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, являются семья, школа.

Выделяют две стадии социальной дезадаптации у детей школьного возраста: педагогически запущенных и социально запущенных учащихся.

Первая стадия дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися. Как на уровне содержательной, так и функциональной сторон социализации, основные деформации связаны со школьным учебно-воспитательным процессом, отношением к учебной деятельности, учителям, нормам школьной жизни и школьного распорядка.

Педагогическая запущенность характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическим воздействиям, дерзостью с учителями, негативным отношением к учебе, социальной дезадаптацией и различными асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков, конфликтные отношения с учителями, одноклассниками).

Вместе с тем, несмотря на отставание в учебе, значительная часть педагогически запущенных учащихся отличается трудолюбием, имеет достаточно четкие профессиональные намерения, владеет различными трудовыми навыками, стремится к получению рабочей профессии, к экономической самостоятельности, что может послужить опорой в их перевоспитании. Преодоление трудновоспитуемости педагогически запушенных учащихся предполагает налаживание с ними педагогами и воспитателями доверительных отношений, контроль и помощь в учебной деятельности; авансирование доверием в школе со стороны учителей и одноклассников; организацию досуга, расширение сферы интересов; опору на лучшие качества характера; формирование профессиональных планов и жизненных устремлений; привитие навыков самоанализа» самовоспитания; помощь в оздоровлении условий семейного воспитания.

Вторая стадия — социально запущенные учащиеся. Они не только плохо учатся, имеют хроническое отставание по предметам учебной программы и оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, но, в отличие от педагогически запущенных, профессионально не ориентированы, у них не сформированы полезные навыки и умения, сужена сфера интересов.

Они характеризуются глубоким отчуждением от семьи и школы, их формирование и социальное развитие идет в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок несовершеннолетних. Для социально запущенных подростков характерны различные серьезные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонарушения, аморальное поведение и т.д.).

В отношениях такого рода трудновоспитуемых подростков необходимы специальные меры социальной поддержки и ресоциализации, которые должны осуществляться специальными превентивными службами и ресоциализирующими центрами.

В случае, когда специальные воспитательно-профилактические воздействия оказываются недостаточными, подростков с высокой степенью социальной запущенности, регулярно совершающих правонарушения и другие грубые социальные отклонения, для перевоспитания помещают в специальные закрытые учебно-воспитательные учреждения.

Выделяют следующие основные причины социальной дезадаптации несовершеннолетних:

1. Дисфункциональность семьи.

Существует множество возможных причин, приводящих к дисфункциональности семьи, и все они с неизбежностью отражаются на детях.

  • · Экономические причины: у большого числа семей прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена. Нужда деформирует всю
  • · систему семейных функций, сворачивает их реализацию до полного бездействия.
  • · Асоциальные причины: алкоголизм или наркомания семьи или одного из её членов, притивоправное поведение, проституция, низкий культурный уровень. Как правило, дети из таких семей чаще других попадают в преступные компании.
  • · Психологические причины: жестокость, агрессивность, конфликтность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров.
  • · Медицинские причины: хронические инфекционные (например, туберкулез) и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения, импотенция.
  • · Неполные семьи: растет число одиноких матерей и их детей. По данным Госкомстата ежегодно распадается 500-600 тыс. браков, в результате чего увеличивается детей из «семей риска» 1.

В настоящее время все большее количество семей нуждаются в помощи специалистов- психологов, психотерапевтов.

Но низкий уровень психолого-педагогической грамотности, делает услуги психологов недоступными для большинства семей.

В каждой дисфункциональной семье в процессе ее существования формируются жесткие защитные и компенсаторные механизмы, направленные на сохранение сложившегося равновесия.

Дисфункциональность семьи обычно отражается на всех сферах жизни ребенка: школьная успеваемость снижается, уличная компания становится заменой авторитета родителей, в ней ребенок получает признание.

Все это, в свою очередь приводит к нарушению личностной сферы, иногда — к психическим отклонениям.

А дальше — естественные следствия: употребление психоактивных веществ, правонарушения, что только и становится поводом для внимания со стороны государственных структур.

2. Личностные особенности ребенка.

Сами по себе личностные особенности ребенка нередко становятся причиной социальной дезадаптации. Так, даже ребенок-инвалид может быть вполне социально адаптирован при условии грамотного отношения родителей и социального окружения к его статусу. Но достаточно часто, характерологические особенности, темперамент, непоседливость ребенка вызывают у родителей неадекватные реакции.

Представление о «хорошем» ребенке как об удобном, послушном сталкивается с особенностями реального ребенка, несоответствующими этому представлению. Начинается переделка, «подгонка» ребенка под общий «стандарт», борьба против его индивидуальности. Результат этой борьбы может быть различен, но неизбежно нарушение функционирования семьи.

Ребенок, чувствуя неприятие, может сдаться, и конфликт перенесется внутрь него, может уйти из семьи и найти признание в другой среде, в других формах.

Чаще всего обострение подобных противоречий происходит в подростковом возрасте, когда у ребенка появляется реальная возможность найти другие формы самореализации, когда происходит рост его самосознания, когда сверстники становятся авторитетом, а мнение взрослых перестает быть единственно правильным.

Родители в подобных семьях при определенных условиях могли бы успешно выполнять свой родительский долг. Но отклонение реальной ситуации от их представлений и ожиданий, и негативность принять ребенка таким, какой он есть, приводит к конфликту и, часто, к дисфункциональности данной семьи в целом.

Сказанное в отношении семьи, часто оказывается верным и при обучении «нестандартного» ребенка в школе. К сожалению, учителя далеко не всегда готовы учитывать индивидуальные особенности ученика. Это обстоятельство является одной из причин другого явления — школьной дезадаптации.

3. Школьный фактор.

Ни для кого не секрет, что школа в наше время переживает трудные времена. Переполненность классов, недостаток специалистов, зачастую, их низкий профессиональный уровень, приводят к увеличению числа конфликтов между учителем и учениками.

Школа практически отказалась от воспитательной функции и чаще всего использует репрессивные меры воздействия, преследуя цель поддержания дисциплины любыми доступными средствами, которых осталось не так-то немного.

Нередко успеваемость ученика по предмету находится в прямой зависимости от отношения учителя к нему.

Недобросовестность, элементарная грубость и предвзятость учителей, их психологическая и педагогическая беспомощность, многие другие большие и малые ошибки становится причиной семейных конфликтов, способствуют возникновению отчуждения и развитию семейной дисфункции.

Воспитанники учреждений социальной защиты посещают рядом расположенную школу, обычные классы. Имея большие пробелы в знаниях и низкий социальный статус в классе, они стараются пропускать занятия, что является причиной конфликта школы и учреждения, причиной побегов 1.

4. Воздействие асоциальной неформальной среды.

Этому фактору часто приписывают неадекватно большое влияние на несовершеннолетних. И это можно понять — на улицах заметно выделяются «неформалы» самых различных направлений, просто «тусовки» праздно шатающейся молодежи. Но далеко не все группы действительно асоциальны.

Находясь под влиянием группировок, у подростка и родителей увеличивается число семейных конфликтов в результате ценностного несовпадения.

Многие родители не в состоянии принять существование иных ценностей, кроме тех, которыми они руководствовались в своей жизни.

В результате они отвергают не только действительно низкое, безвкусное, вульгарное, но и позитивную составляющую жизни своих детей: свободу самовыражения, самореализации, ценность личности и т.д.

Реакцией подростка на это становится стремление ко всему, что отвергнуто родителями, в том числе и негативного. В то же время, уход в «неформалы» обычно является лишь следствием сложившихся в семье отношений.

5. Неразвитость системы профилактики девиантного поведения детей и подростков в условиях семьи, школы, позднее выявление безнадзорности и правонарушений детей и подростков.

В учреждения социальной защиты населения действительно все чаще попадают дети и подростки в социально запущенной форме, употребляющие токсические вещества, алкоголь, с патологиями в интеллектуальном развитии, с устойчивыми формами девиантного поведения.

Социально запущенные дети и подростки с девиантным поведением чаще всего не адаптируются в условиях учреждений. Они заставляют более слабых зарабатывать деньги, попрошайничать, употреблять алкоголь, токсические вещества, стремятся доминировать среди детей.

Недостаточная квалификация специалистов, работающих с детьми, неумение найти подход к ним приводят к побегам несовершеннолетних, стремление более взрослых детей навязать в детском коллективе криминальную культуру отношений не отслеживается или слабо пресекается.

Таким образом, для предотвращения дезадаптацию детей и подростков необходимо радикально менять воспитательную работу с ними по всем тем направлениям, по которым осуществляется становление личности и социализация детей и подростков: семья, школа, досуг, трудовая занятость, здоровье. И начинать надо с семьи, так как именно здесь закладываются основные ценностные установки и жизненная ориентация.

Источник: https://studwood.ru/1070714/pedagogika/tipologiya_detsko_podrostkovoy_dezadaptatsii_prichiny_predposylki

Ссылка на основную публикацию