Русские народные игры для школьников в помещении

На твердую пятерку! А что будет, если спросить, что такое «Лапта», «Горелки» и «Городки»? Скорее всего, получится, что лапта – это один из лаптей, горелки – это такие газовые, а городки – это очень маленькие города.

Печально, не правда ли?Русские народные игры для школьников в помещении

Печально, что наши дети не знают про эти русские народные подвижные игры, в которые играли еще их прабабушки вместе с прадедушками. Предлагаю исправить ситуацию и рассказать детям про то, как играть в эти и некоторые другие веселые игры. А может быть даже и показать получится?

План урока:

  • 1 «Палки»
  • 2 «Лапти»
  • 3 «Рюхи»
  • 4 «Городки»
  • 5 «Горелки»
  • 6 «Лапта»

«Палки»

А начнем с игры под названием «Палки». Слышали о такой? Я о ней узнала от своей бабушки. Она рассказывала, что когда она была маленькой, то жилось им трудно, еда не всегда была в доме, что уж говорить про игрушки. Поэтому они и играли на улице в палки. Есть у этой забавы и другое название — «Малечена-калечина».

Играть можно во дворе большой компанией. Большой компанией играть всегда веселее! Для игры потребуются палки. Обычные такие палки длинной примерно сантиметров 30 — 40, которые легко найти в близлежащих окрестностях. Такие палочки должны быть у всех игроков, кроме ведущего.

По сигналу ведущего дети ставят палочки к себе на ладошку или на пальчик, именно ставят, а не кладут. И пытаются удержать палку в таком вот стоячем положении, не придерживая ее другой рукой. Палка, естественно, стоять не хочет и так и норовит упасть. Для того, чтобы ее удержать, необходимо совершать движения не только рукой, но и ногами шевелить.

Русские народные игры для школьников в помещении

Ведущий может «подлить масла в огонь» и предложить игрокам поприседать или постоять на одной ножке, тут все на его усмотрение. Выигрывает тот, кто продержит палку дольше остальных. А проигравшим становится тот, кто уронит палочку первым. Он же становится новым ведущим.

«Лапти»

Русские народные игры для школьников в помещении

Еще одна игра, которая прекрасно подойдет для школьников.

На игровой площадке мелом на асфальте или палочкой на песке чертится большой круг. В круг становится ведущий. А все остальные игроки располагаются за границами круга.

Игроки поворачиваются спиной к ведущему, снимают с себя по одному лаптю и по сигналу, через голову, не глядя, кидают лапти в круг.

Потом они поворачиваются, смотрят, куда упал их лапоть, и пытаются этот лапоточек забрать. Ведущий им мешает. Пытается засалить, запятнать игроков. Ведущих может быть и больше, так даже интереснее будет. Ведущие могут салить игроков только тогда, когда они находятся в пределах круга.

Побеждают те, кому удастся «безнаказанно» вызволить из заколдованного круга свою обувку. Ну а тот, кого засалят первым, становится ведущим.

Главный вопрос: «Где взять лапти?» Ответ: «Негде взять лапти!» Но отсутствие лаптей у современных школьников не является причиной, чтобы не играть. Можно лапти чем-нибудь заменить. Даже сандалики с кедами снимать не обязательно. Использовать вместо лаптей камни не рекомендуется. Так как можно поранить ведущего.

Русские народные игры для школьников в помещении

Я вот подумала, что инвентарь для этой игры можно сделать из старого носка, который уже давно потерял свою пару. Набить носок какими-нибудь обрезками ткани или синтепоном, завязать. И вот тебе замечательный лаптезаменитель!

«Рюхи»

Прежде чем объяснить вам правила этой старинной игры, расскажу, что же такое рюха. Рюха — это кусок дерева. Для того, чтобы сделать рюхи нужно распилить тоненькое бревно на кусочки длинной сантиметров 20. Чем больше будет рюх, тем интереснее.

Русские народные игры для школьников в помещении

Так же для игры потребуется хотя бы две палки в диаметре примерно 5 см и длиной примерно 1 метр.

Все желающие поиграть делятся на две команды. Каждая команда рисует на песке или асфальте квадрат размером 1,5 Х 1,5 метра. И в этих квадратах каждая команда строит свой город. Фигурки разные из рюх делает. Важно, чтобы квадраты располагались в одной стороне, это для безопасности.

Так же проводится линия кона. Это та линия, за которой будут находится команды, и из-за которой они будут кидать длинные палки пытаясь разгромить город противника и выбить все рюхи за пределы нарисованных квадратов. Такая эко-игра получается. Весь инвентарь экологически чистый! Да и на воздухе дети время проводят.

Опять же вопрос возникает: «Где взять рюхи?» Есть шанс обзавестись ими у жителей сельской местности, им везет. А что делать городским детишкам? Ну, конечно же, заменить игру в «рюхи» на игру в «городки».

«Городки»

Русские народные игры для школьников в помещении

Сначала небольшое лирическое отступление. Лет эдак 8 назад, когда мой супруг активно занимался организацией разнообразных праздников, а я ему помогала, устраивали мы корпоратив по поводу юбилея одной небольшой фирмы. Праздник был тематический, на тему спорта. То есть, ведущий вечеринки был по совместительству еще и главным тренером, а все присутствующие на празднике, были у нас типа спортсменами.

Мы тогда устроили много разных спортивных локаций, благо место позволяло, так как проводили все это мероприятие на открытом воздухе. И одна из локаций была посвящена игре в городки. Она же была самой популярной. Взрослые люди как дети резвились с этими битами и пытались попасть по выстроенным в разнообразные фигуры деревянным цилиндрам. И когда это получалось, то радости не было предела!

Если взрослые так увлекались, то как должны прореагировать на эту игру дети школьного возраста?

И если рюхи в наше время достать проблематично, то с наборами для городков, думаю, проблем не возникнет.

Уверена, что правила игры в городки вам знакомы.  Поэтому просто напомню о том, какие фигуры можно сложить из маленьких деревянных палочек, которые кстати и называются городками.

Русские народные игры для школьников в помещении

«Горелки»

Русские народные игры для школьников в помещении

Еще одна древняя красивая и интересная игра. В игре присутствует один ведущий и много игроков. Игроки становятся парами и выстраиваются друг за другом. Вернее, пара за парой. Ведущий становится к ним спиной на расстоянии двух шагов от первой парочки.

Последняя пара игроков разжимает руки, с двух сторон обегает колонну играющих и пытается встать первыми. Но ведущий им мешает, его задача запятнать одного человека из пары.

Если ему это удается, то он встает первым в колонну вместе с засаленным игроком. А оставшийся без пары игрок становится ведущим.

Если же игроки успевают схватиться за руки до того момента как ведущий их засалит, то они становятся первыми, и игра продолжается.

Ведущий не может подглядывать за игроками. Он должен стоять к ним спиной и смотреть вперед. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Русские народные игры для школьников в помещении

Ну а куда же мы без нашей русской лапты? Скажу сразу, игра сложная, но интересная и захватывающая. У нас в России даже есть федерация «Русской лапты», там игра идет уже на профессиональном уровне. Но вообще, вариантов игры масса! Есть, например, дворовый вариант или школьный. Объяснять ее правила на словах, на пальцах, сложновато, поэтому предлагаю просто посмотреть, как в нее играть.

Друзья, есть предложение! Давайте дадим нашим детям шанс познакомиться с этими замечательными играми, узнать их правила и поиграть. И тогда мы уже будем точно знать, понравится им это или нет. Ну кто кроме нас это сделает, а?

Возможно, вам будет приятно прочитать про подвижные игры нашего с вами детства или вспомнить, как интересно прыгать на скакалочке. Ну а если соберетесь в дорогу, то не забудьте взять с собой вместо гаджетов интересные настольные игры, о которых я писала здесь.

Если вы знаете какие-нибудь интересные старинные подвижные игры, о которых я не упомянула, то я прошу вас поделиться своими знаниями в х. Все, а не только я, будут вам очень признательны.

Источник: http://shkolala.ru/vneshkolnaya-zhizn/russkie-narodnyie-podvizhnyie-igryi/

Кружок «Народные игры и забавы» | Класс39

Русские народные игры для школьников в помещенииС целью развития двигательной активности в школе действует кружок «Народные забавы». На Руси издавна существовало огромное количество игр, которые воспитывали ловкость, быстроту, силу, сообразительность, внимание. На кружке «Народные забавы» второАклассники изучают русский быт, традиции, разучивают игры народов мира. Здесь собрана коллекция интересных народных подвижных игр…

Русские народные игры для школьников в помещении

Мороз — Красный нос

По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки.

Ход игры: Водящий, т.е. Мороз — Красный нос, встает посреди площадки и говорит:

Я Мороз — Красный нос,
Всех морожу без разбора.
Разберусь со всеми скоро,
Кто сейчас решится
В дальний путь пуститься!

Играющие в ответ скандируют:

Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!

И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте. По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза.

Платочек

В эту игру играют во всех странах, поэтому игра имеет разные названия и варианты. Например, в Калмыкии проводится под названием  «Серебряный пояс».
Для игры требуется платочек или небольшой предмет (шапка, мячик).

Ход игры: Все, за исключением водящего, становятся в тесный круг, руки кладут за спину.

Водящий с платочком в руках ходит за кругом и, выбрав себе игрока, кладет ему в руки платочек, после чего бежит по кругу.

Получивший платочек бежит за ним, стараясь догнать его и дотронуться до него платочком. Если догонит, то водящий берет у него платочек и продолжает водить. Если не догонит, они меняются ролями.

Гуси лебеди

Играющие выбирают «волка» и «хозяина», сами изображают «гусей». На одной стороне площадки чертят дом, где живет «хозяин» и «гуси», на другой — поле. Между ними находится логово «волка».

Ход игры: Все гуси летят на поле травку щипать.
Хозяин зовет их:

— Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да, да, да!
— Ну летите же домой!
— Серый волк под горой, не пускает нас домой.
— Что он делает?
— Зубы точит, нас съесть хочет.
— Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

«Гуси» бегут в дом, «волк» пытается их поймать. Игра заканчивается, когда все «гуси» пойманы.

У медведя во бору

Выбирают одного «медведем». Очерживают два круга. Одно место для «медведя», другой — дом для остальных участников. Ход игры: Все выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.

На последнем слове «медведь» с рычанием выбигает из берлоги, а остальные бегут в «дом». Пойманный становится «медведем».

Волки во рву

На земле чертиться коридор, шириной около метра обозначающий ров. Его можно было делать различным по ширине и зигзагообразным. Во рву располагаются водящие, волки. Их немного, два или три и они не имеют права покидать ров. Остальные играющие — зайцы.

Ход игры: Зайцы стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться осаленными волками. Если до зайца дотронулись, он выбывает из игры или сам становится волком. Зайцы ров не перебегают, а перепрыгивают. Если нога зайца коснулась территории рва, это значит, что он провалился в ров и в этом случае также выбывает из игры.

Читайте также:  Подвижные игры весной: цели и задачи занятий

Волки и овцы
На игровой поле отмечают площадки — загоны. Играющие назначают одного из участников пастухом, другого — волком, а остальные остаются в роли овец. Пространство между загонами, называется полем. На одной из сторон его отделяют чертой небольшое пространство — логовище волка.

Ход игры: После этого овцы размещаются в одном из загонов, а сам пастух становится в поле вблизи загона.
Волк, предлагает пастуху погнать стадо овец в поле, а сам в это время старается схватить какую-нибудь из них и увлечь в свое логовище. Пастух старается оградить овец, направляющихся в противоположный загон, от волка.

Пойманные волком становятся его помощниками. Помощники не могут «ловить» овец, но могут их всячески задерживать, мешая вернуться в загон. После очередной поимки волк вновь обращается к пастуху со словами: «Гони стадо в поле» , и игра продолжается.

Число помощников волка постепенно увеличивается, и он каждый раз вместе с ними продолжает выходить на охоту за овцами.

  • Водяной
    Ход игры:  Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:
  • Дедушка водяной,
    Что сидишь ты под водой?
    Выгляни на чуточку,
  • На одну минуточку.

Круг останавливается и водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Задача водяного — определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.

Коршун и наседка

Играющие становятся в затылок друг к другу и обхватывают за пояс впереди стоящих. Первый в цепи изображает наседку, все остальные — цыплят. Один из играющих- коршун.

Ход игры: Коршун старается схватить цыпленка, стоящего последним в цепи, наседка же всячески мешает этому, преграждает коршуну путь разведенными руками. Все играющие помогают наседке, перемещаясь по площадке так, чтобы конец цепи находился как можно дальше от коршуна.

Белки, орехи, шишки

Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будет белкой, кто — орехом, кто —шишкой. Водящий один, гнезда у него нет.

Ход игры: Водящий произносит или «Белки» или «Шишки», или «Орехи». Если он сказал белки, то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой.

Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим. Если ведущий говорит: орехи, то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, который становится орехом.

Ведущим может быть подана команда: белки-шишки-орехи, и тогда меняются местами сразу все.

Колдун

Выбранному по жребию водящему — Дедушке — рожку (Колдун), отводится дом. Остальные игроки, разбившиеся на две группы поровну, отходят в разные стороны от этого дома,  на расстояние 15-25 шагов. При этом каждая партия проводит для себя черту, обозначая тем каждый свой дом.

Свободное пространство между этими чертами, или домами, называется полем.
Ход игры: Колдун — Дедушка — рожок из своего дома спрашивает:
— Кто меня боится?
— Никто! — отвечают игроки, перебегая через поле, и дразня водящего:
— Дедушка-рожок, на плече дыру прожег!
Тому надо поймать игроков и отвести их в свой дом.

Такие игроки считаются заколдованными и покидать дом не могут.

Казаки и разбойники
Играющих разделяют на две группы. Одна группа-казаки, другая — разбойники. Казаки имеет какой-нибудь знак-отличия, например повязку на руке.

Ход игры: Разбойники разбегаются в разные стороны и прячутся от казаков.

Казаки их разыскивают, причем если разбойник видит, что его убежище открыто, то бежит прятаться в другое место; казак гонится за ним и, если не может один поймать разбойника, то призывает на помощь товарищей. Пойманного разбойника казак ведет в темницу, после чего он становится  казаком и помогает ловить, уже как казак, разбойников.

Невод
Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих.

Ход игры: Двое или трое игроков берутся за руки, образуя невод. Их задача — поймать как можно больше плавающих рыб, т.е. остальных игроков. Задача рыб — не попасться в невод. Если рыбка оказалась в неводе, то она присоединяется к водящим и сама становится частью невода.
Игра продолжается до того момента, пока не определится игрок, оказавшийся самой проворной рыбкой.

Рыбки не имеют права рвать невод, т.е. расцеплять руки у водящих.

12 палочек

Для этой игры нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих качелей.

Ход игры: На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись.
Пока водящий собирает палочки, а играющие убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры.

Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к качелям и вновь разбить палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся.
Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки.

Источник: http://www.klass39.ru/kruzhok-narodnye-igry-i-zabavy/

Вспоминаем детство — русские народные игры и забавы

Русские народные игры для школьников в помещении

Счёт продолжается до тех пор, пока палочка не упадет. Если она покачнулась, палку разрешено подхватить второй рукой, чтобы не уронить. Победителем считается тот, кто досчитает до большей цифры.

Бабки

Русские народные игры для школьников в помещении

Игра получила распространение еще в шестом веке. Пользовалась большой популярностью. Для забавы требовались «бабки» – это предварительно обработанные кости суставов овец или свиней. Чаще всего славяне предпочитали использовать коровьи «фишки», поскольку они отличались большим размером и в них было легче попасть с любой дистанции.

Каждый игрок имел собственную биту и от трёх до десяти бабок. Для биты брали самую большую и увесистую кость, внутреннюю полость которой заливали свинцом. Разновидностей забавы было множество. Давайте рассмотрим одну из форм игры.

На ровной поверхности выставляют по гнезду на битку. Затем определяют примерную дистанцию – коны. Кому достанется право первого удара решает жребий. Игроки становятся на черте и по старшинству бьют. Если бабки, стоящие на кону, упадут, их забирают себе.

В игре принимало участие от двух до десяти детей. Забава помогала развивать скорость, силу и внимание.

Веревочка

Старинное развлечение, которое проводили на свадебных торжествах, посиделках или девичнике. Также игру порой затевали на процедуре сватовства. В горницу заносят веревочку, концы завязывают узелком. Участники хватают ее обеими руками, формируя круг.

Круговой (эту роль выполняет сват) стоит посредине участников и если заметит, что кто-то отвлекся или не слушает повествования, то тотчас бьет его по рукам.

Репка

Развлечение по мотивам известной сказки. Участники встают «паровозиком», обхватив соседа, стоящего впереди за пояс. Первый игрок обнимает небольшой ствол дерева или столб. «Дед» тянет последнего участника, пытаясь оторвать его от остальных.

Существует и иной вариант развлечения: игроки размещаются друг напротив друга, упираясь ногами в соперника. При этом руками держатся за палку. По команде каждый участник начинает тянуть «инструмент» на себя, не вставая с места.

Забава «Вишенка»

Игра пользовалась популярностью у парней и девушек на выданье. Они встают плечом к плечу в два ряда, размещаясь от соседа на расстоянии вытянутой руки. Игроки вытягивают вперед ладонь на уровне чуть выше пояса. Чтобы добиться лучшего соединения, руки сцепляют в замок. Получается своеобразный коридор.

Доброволец он же вишенка, разбегается и прыгает на руки в начало оригинального «построения». Главная задача игроков, донести «ягодку» до конца «туннеля». При этом вишенка вытягивает вперед руки, ноги держит вместе.

Люди, сформировавшие «мост», слегка приседают и с задорным криком «Ээээ-х» подбрасывают добровольца вверх и «несут» по коридору. Главная задача вишенки, побольше разбежаться и подальше полететь. Остальное сделают товарищи, они добросят игрока до барышни, которую нужно поцеловать.

Горелки

Веселая и подвижная забава, которая развивает у участников внимание и скорость. Игроки делятся на пары и выстраиваются в шеренги. Выбирают водящего, который становится к остальным спиной. Перед ним на небольшом расстоянии рисуют линию, участники поют задорную песенку «Гори-гори ясно».

Источник: https://7kul.ru/folklor/igry/vspominaem-detstvo-russkie-narodnye-igry-i-zabavy

Русские народные игры

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания.

В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни.

Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее мы приводим ряд игр, которые с большим удовольствием и пользой можно использовать как в учебном процессе в школе, детском оздоровительном лагере, так и в свободное время в кругу семьи.

Удар по веревочке

Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой.

Цель водящего – посалить, т.е. ударить по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше.

Большой мяч

Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга.

Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга.

Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.

Шаром в лунке

Игра, имеющая множество разновидностей. Для игры в земле вырывают неглубокую ямку, в которую кладут шар. Все играющие должны иметь при себе прямые палки длиной около метра.

Путем жребия выбирается исполник – игрок, который будет охранять шар. Все остальные игроки отходят за условную черту, на определенное расстояние от лунки и начинают в порядке установленной очереди метать палки, стараясь попасть в шар.

У всех бросивших мимо, палки остаются лежать на месте.

Если никто не попадает, то исполник катит мяч своей палкой в сторону ближней к нему, стараясь в нее попасть. Если это ему удается, то он бежит за исходную для бросков линию, также называемой домом. Исполником становится тот, в чью палку попал шар.

Читайте также:  Самые трогательные стихи о детстве для школьников

Если же в процессе игры кому-либо удается выбить шар из лунки, в тот же самый момент, те игроки, чьи палки находятся в поле бегут их забирать, а исполник должен установить шар на место. Таким образом, игроки получают возможность произвести дополнительный бросок.

Во время метания палок, исполнику рекомендуется находиться чуть в стороне от шара, чтобы избежать попадания палки в него.

Зайки

Игра проводиться на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать га двух ногах. Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой.

Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на «дереве». В контексте данной игры деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет охотнику жизнь, что часто во время игры приводи его в негодование.

Однако, как только удается осалить одного из зайцев, он тут же становится охотником, принимая на себя незавидную обязанность – ловить зайцев.

Прыганье со связанными ногами Всем участникам завязываются ноги плотной широкой веревкой или платком. После чего все становятся около исходной линии и по сигналу начинают прыгать в сторону финишной черты. Победителем является тот, кто быстрее всех преодолел расстояние. Расстояние не должно быть слишком большим, так как прыгать с завязанными ногами достаточно тяжело.

Без соли соль

Для этой игры выбираются двое водящих, которые садятся на землю друг напротив друга, так чтобы подошвы их ног соприкасались между собой. Водящим завязывают глаза плотной матерчатой повязкой. Руки водящих находятся за их спинами.  Все остальные – игроки в поле.

Полевые игроки, подойдя поочередно с одной из сторон к водящим, кричат «Без соли» и беспрепятственно перепрыгивают через их ноги. На обратном пути необходимо кричать «Соль» и постараться снова перепрыгнуть через ноги водящих. Отличие лишь в том, что водящие стараются руками поймать прыгунов. Если это им удается, то происходит смена водящего.

Тот, кого поймали, садится на место того, кто его поймал, и уже ему завязываются глаза.

Растеряхи

Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку.

По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним.

Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

Горелки (Огарыши, Столбом, Парами)

Для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка, а если в игре принимают участие и взрослые, то мужчина- женщина.

Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад. После кто-то один или все вместе начинают приговаривать: «Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Взглянь на небо, там птички летают!» (Встречаются и другие рифмовки).

После чего водящий смотрим в небо. После чего задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары.

Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а «старый» водящий занимает его место в паре. Игра продолжается до потери интереса или появления усталости у игроков.

У медведя во бору

Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога «медведя», 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.

  • Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
  • У медведя во боруГрибы, ягоды беру.А медведь не спит,
  • И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем» и идет в берлогу.

Укротитель диких зверей

На игровой площадке ставятся пеньки по кругу или мягкие коврики, если это зал. Пеньки (коврики) кладутся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька – это укротитель зверей, а все остальные звери. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки.

Укротитель зверей идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за укротителем. И так укротитель может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только укротитель говорит: «Внимание, охотники», звери и укротитель стараются сесть на свободный пенек.

Тот, кому свободного места не находится, становится укротителем и игра продолжается.

Елы

Очень интересная игра, получившая широкое распространение в разных регионах и имеющая несколько модификаций. Все играющие находятся неподалеку друг от друга (на лужайке, во дворе, в поле) и роют маленькие ямки, каждый для себя. После чего становятся одной ногой в ямку.

За исключением водящего, у которого в руках находится палка метровой длины и шар (мяч). У всех «полевых» игроков также есть палки.  Водящий ударяет палкой по шару и старается пасть им в остальных игроков.

Как только игроки в поле видят, что мяч катится в их сторону, стараются отбить шар, бросив в него палкой. Если игрок не попадает, то ему могут помочь его товарищи.

Как только мяч отбит, водящий бежит за мячом, дотрагивается до него и пытается занять место того, кто метал палку и должен ее забрать. Если водящий успевает занять «пустое место», ямку, игрок которой убежал за палкой, то происходит смена водящего.

В ногу

Народная казацкая игра, получившая свое распространение в 19-м веке. Игра требует проявления меткости и ловкости от ее участников. Дети делятся на 2-ве равные по числу команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30-ти сантиметров, согласно количеству игроков одной команды.

После этого, игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном, заранее установленном расстоянии. Их задача попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы.

Игра длится по количеству установленных бросков (например, по 5), после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам, находящимся в кругах, отрывать ногу, находящуюся в кругу от земли.

Гуси

Дети делятся на 2-ве команды. В центре площадки чертится круг. Игроки, по одному от команды, выходят в круг, поднимают левую ногу назад, берутся за нее рукой, а правую руку вытягивают вперед.

По сигналу игроки начинают толкаться ладонями вытянутых рук. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги.

Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Бой петухов

Игра проводится практически по тем же правилам, что и игра Гуси. Основное отличие заключается в том, что игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Перетяжка

Все дети, которые участвуют в этот игре, делятся на 2-ве равные по числу участников команды. От каждой команды приглашается по одному человеку. В центре площадки лежит метровая палка.

Вышедшие участники хватают палку каждый со своей стороны и по команде начинают тянуть палку, каждый в свою сторону. Побеждает тот, кто перетянет соперника на свою сторону. Далее в центр площадки выходят следующие участники команд.

Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Волки во рву

Для этой игры потребуются «волки», не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются «зайцами». В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). «Волки» занимают пространство внутри коридора (рва).

Задача «зайцев» – перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из «волков». Если «зайчика» осалили и он попадается, ему следует выйти из игры.

Если во время прыжка «заяц» ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.

Переездной конь

В игре могут с успехом принимать участие, как взрослые, так и дети, особенно во время массовых праздников. Все участники делятся на две команды: одни – «кони», другие – «наездники». «Наездники» садятся на «коней» и образуют круг. Одному из «наездников» вручается мяч.

«Наездники» передают мяч по кругу в ту или иную сторону, например, вправо. И нужно, чтобы мяч прошел несколько кругов, по договоренности до игры. После чего команды меняются местами, но, как правило, игра складывается иначе.

Если во время переброски мяча он оказывается на земле, то команды моментально меняются местами: «кони» становятся «наездниками», а «наездники» – «лошадками».

12 палочек

12 палочек – игра, в которой могут принимать участие большое количество детей. Важным условием ее проведения, является местность, на которой она проводится. Должно быть много кустов, деревьев или иных укрытий, так, чтобы была возможность спрятаться.

Все игроки должны знать друг друга по именам. Для игры потребуется доска длиной около 50-80 сантиметров, 12 коротких палочек (длина около 15 сантиметров) и круглое бревнышко. Доска кладется на бревнышко, а палочки на один край доски.

Получается конструкция, похожая на качели.

Из всех игроков, выбирается водящий. Он закрывает глаза, считает, например до 20-ти. Все остальные игроки должны спрятаться. Палочки лежат на бревнышке. Водящий должен найти игроков, но, не забывая о палочках.

Как только он кого-то находит, то должен назвать имя игрока, подбежать к доске и ударить ногой по противоположному от палочек концу, так, чтобы они разлетелись, после чего может прятаться, а водящим становится тот, кого нашли.

Игра продолжается дальше.

Если водящий далеко ушел от доски с палочками, то кто-то из тех, кто прячется, может подбежать и ударить по доске, так, чтобы палочки разлетелись. В этом случае, водящий должен собрать палочки и лишь потом, идти искать других участков игры.

Удочка (Рыбка, Поймать рыбку)

Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры 2-ва.

1-ый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека). 2-ой вариант: со сменой водящего. Та «рыбка», которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится «рыбаком».

Читайте также:  Подвижные игры для 11 класса: как заинтересовать взрослых школьников

Наседка и коршун

Перед началом игры из всех ее участников выбирают 2-ух самых крепких: один назначается коршуном, другой назначается наседкой. Все остальные – это цыплята. Коршун находится в сторонке и по старинным русским правилам вырывает маленькую ямку. За наседкой, друг за другом, становятся цыплята и берут друг друга за талию.

После чего матка с цыплятами подходят к коршуну, и матка начинает приговаривать: «Коршун! Что делаешь?» — «Ямочку рою». – «Зачем тебе ямочка?» — «Денежку ищу». – «Зачем тебе денежка?» — «Иголку купить». – «Зачем тебе иголка?» — «Мешочек сшить». – «Зачем мешочек?» — «Камешки класть». – «Зачем камешки?» — «В твоих деток шуркать-буркать».

– «За что?» — «Они ко мне в огород лазят». – «Ты бы забор выше делал, а коли не умеешь, так лови их. После чего, коршун старается поймать последнего цыпленка. Наседка защищает своих цыплят, не позволяя осалить последнего цыпленка, который также старается уклониться.

Пойманный цыпленок садиться на лавочку, а игра продолжается до тех пор, пока коршун всех не изловит. Игра может проводиться и бег приговора наседки.

Источник: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38186.php

Старинные народные игры для детей

Народные игры для детей

Без народных игр для детей невозможно представить полноценное, веселое и увлекательное детство. Организуйте дворовых или деревенских друзей своего ребенка и предложите им одно из таких развлечений.

Игра «У мишки во бору»

На земле чертятся две прямые на расстоянии 6-7 метровдруг от друга. За одной линией стоит «мишка» (водящий), за другой – дети. Игроки выходят из дома и идут в лес (пространство между двумя линиями), чтобы собирать ягоды и грибы. Они «дразнят» мишку, подходя максимально близко к его берлоге и распевая хором веселую песенку:

Все на нас он глядит

Как только текст закончится, мишка должен выскочить из своей берлоги и постараться осалить кого-то из играющих. Дети стремятся поскорее забежать в свой дом (за черту). Тот, кого водящий поймает, сам становится медведем.

Игра «Красочки»

Эта старинная русская народная игра имеет несколько названий, одно из которых – «Светофор». Выбирается «монах» (водящий) и «продавец».

Остальные участники игры договариваются и загадывают цвета красок так, чтобы не было повторов (у каждого участника будет свой цвет). Монах приходит к продавцу и просит дать ему красочку.

«Продавец» говорит: «Красок у меня много, а тебе какая нужна?» Монах называет какой-нибудь цвет, к примеру, синий.

Игра «Салки»

Веселая народная подвижная игра для детей. Выбирается водящий – он должен догонять игроков и «салить». Осаленный становится «водой» и должен бегать за остальными участниками, держать при этом за ту часть тела, за которую дотронулся только что бывший ведущий.

Если такого цвета никто не загадывал, продавец отвечает: «Иди по синей дорожке, отыщи синие сапожки, поноси и назад принеси». Монах начинает игру заново. Если синяя краска кем-то загадана, игрок старается сбежать от монаха, а тот догоняет его. Если догнать и осалить удается, то монах становится «краской», а осаленный игрок – монахом. Если нет – игра начинается заново с тем же водящим.

Игра «Казаки-разбойники»

Знаменитая народная русская игра для дошкольников и ребят постарше. Дети делятся на две команды – казаков и разбойников.

У казаков имеется свое укрытие, в котором сидит сторож – он будет в течение всей игры охранять пойманных разбойников. Казаки сначала дают возможность разбойникам разбежаться и спрятаться.

При этом команда должна оставлять за собой «улики» — на земле рисуются стрелки, оставляются записки и т.п. подсказки. Но следы могут нести и ложную информацию.

Спустя 10-20 минут казаки выходят из своего укрытия и начинают искать разбойников. Конец игры наступает тогда, когда все разбойники будут найдены и отведены под охрану сторожу. Затем разбойники с казаками меняются ролями.

Игра «Гуси»

На детской площадке на расстоянии10 метроврисуются две параллельные линии – это «дома». За одну черту заходят игроки (гуси), за другую один человек (хозяин). Меж домами стоит волк (водящий).

Далее начинается известный каждому с детства диалог:

— Гуси-гуси? (хозяин) — Га-га-га! (гуси) — Есть хотите? — Да-да-да! — Ну, летите! — Нет-нет-нет! Серый волк за горой не пускает нас домой!

После этого гуси должны перебежать на сторону хозяина так, чтобы «волк» их не осалил. Тот, кто попадется водящему, сам становится «волком»

Игра «Прятки»

Эта русская народная игра для детей знакома каждому, но не все пользуются ее вариантами. Основное правило заключается в том, что «вода» ищет спрятавшихся на улице или в помещении детей.

То, место, возле которого он начинает отсчет вслух до 20, 50 или 100 называется коном. Это бывает стенка, дерево и т.п.

Как только водящий увидит, кого-то из игроков, он бежит на кон, стучит по нему и громко произносит имя найденного человека.

Если обнаруженный участник успеет добежать до кона раньше «воды», пойманным он не считается – ребенок отходит в сторонку и ждет конца игры.

В следующий раз на роль ведущего назначается тот, кто был обнаружен самым последним, если тот, конечно, не успел постучать по кону.

Когда «вода» находится очень далеко, каждый игрок имеет право выскочить и тихонько пробраться к кону, постучать и назвать свое имя – это будет гарантией того, что он не станет последним из найденных игроков.

Игра «Поймай рыбку»

Эта русская народная игра для помещения вполне подходит. Игроки образуют круг. Выбирается «вода» — он встает в центр и берет в руки веревочку или скакалку.

В детском саду его роль исполняет воспитатель. Вода вращает веревку по земле вокруг своей оси, а участники должны успеть через нее перепрыгнуть.

Кто попадется (не успеет перепрыгнуть) на «удочку», выбывает из игры либо становится на место ведущего.

Игра «Тише едешь»

Отличная народная игра в детском саду. «Вода» и игроки встают по разные стороны от двух линий (они рисуются на расстоянии 5-7 метровдруг от друга). Цель участников – как можно скорее достичь водящего и до него дотронуться. Тот, кто сделает это раньше остальных – занимает его место.

Во время движения игроков вода периодически произносит: «Тише едешь – дальше будешь. Замри!» На этом слове играющие должны замереть. Теперь задача ведущего – сделать так, чтобы кто-то пошевелился, посмеется, заговорит. Тогда участнику придется вернуться на начало пути – за черту.

Разрешается строить игрокам гримасы, рассказывать что-то забавное, внимательно вглядываться в глаза, но не дотрагиваться.

Игра «Горелки» Одна из русских народных зимних игр. Малыши выстраиваются в колонну по двое, держась за руки.

Ведущий становится к ним спиной в нескольких шагах и произносит: «Гори-гори ясно, чтоб не погасло! Раз, два, три – последняя пара выбеги!» Ребята, которые стоят последними в колонне, быстро перебегают и встают впереди. Ведущий же должен поторопиться, чтобы опередить их, заняв одно место первой пары.

Кому места не хватило, сам становится «водой», который сам назначает бегущую пару (последнюю, вторую, четвертую и т.п.). Задача игроков – быть внимательными и помнить, какими по счету в колонне они стоят.

Игра «Аисты» (украинская)

В игре принимают участие 6-8 детей, которые изображают аистов. Все игроки встают в общий круг, и каждый из них очерчивает вокруг себя окружность поменьше (диаметром 1 метр) – это будет «гнездо». Водящий встает в центр большого круга – «гнезда» у него нет.

Когда «вода» подаст сигнал, аисты должны поднять правую ногу и так остаться стоять. Водящий тоже прыгает на одной ноге, а затем запрыгивает в чье-нибудь «гнездо». Тогда два конкурента выскакивают из «гнезда» и прыгают на одной ноге, огибая общий круг (ногу разрешается уже менять).

Тот, кто первым, вернется к исходному кружку, остается в «гнезде». Опоздавший назначается водящим.

Игра «Хромая курица» (туркменская)

Игроки делятся по командам, в каждой из которых по три человека. Все участники встают вдоль линии старта. Двое крайних из каждой тройки берутся за руки, а стоящий посередине забрасывает левую ногу на их соединенные меж собой руки. Получается «хромая курица» на пяти ногах. По сигналу ведущего начинается гонка, в которой побеждает команда, которая придет к финишу раньше соперников.

Игра «Квинта» (литовская)

В такой игре разных народов для детей участвуют 5 игроков. На асфальте или земле чертится квадрат со стороной10 метров. Четыре участника становятся по четырем углам фигуры.

В центре квадрата рисуется круг диаметром полтора метра – в него встает пятый человек (квинта). «Угловые» бросают в квинту мяч, а тот старается увернуться от предмета, не выходя за границы очерченного круга.

Тот, кто попадает в квинту, становится на его место.

Игра «Шпень» (белорусская)

По центру поля устанавливают шпень (деревянный брусок). Рядом с ним стоит ведущий. Игроки образуют круг, у каждого в руке бита. Цель участников – с силой бросить биту так, чтобы попасть в шпень и чтобы он откатился максимально далеко от центра. Если кому-то удается это сделать, то ведущий бежит за бруском, а игроки в это время должны подобрать брошенные биты.

Когда «вода» установит шпень, он должен успеть схватить одну из бит раньше, чем это сделал ее хозяин. Если ему это не удалось, он остается ведущим в следующем круге. Замечательная игра народов мира для детей не только в деревне, но и в городских условиях (в парке, сквере). Шпень можно заменить кеглей, а биты — мячиками (так попасть по шпеню будет еще труднее).

Игра «Один в кругу» (венгерская)

Дети становятся в круг, в центре которого находится водящий. Игроки начинают перекидывать друг другу маленький мяч. Задача «воды» — перехватить игрушку.

Любой ребенок может неожиданно кинуть мячик в ведущего. Если тот от мяча не увернется, игра продолжается.

Если водящий поймал мяч в руки или увернулся от него, то он занимает место в кругу, а тот игрок, который бросал в него мяч становится в центр.

Игра «Балтени» (латышская)

Для такой подвижной игры народов мира для детей лучше выбрать летнее время. Местом проведения может стать парк или полянка. Все игроки ложатся лицом вниз на травку и закрывают глаза. Водящий закидывает балтени (биту) как можно дальше в заросли травы или кусты. По его сигналу участники бегут искать предмет. Тот, кто его первым отыщет, становится водящим.

Источник: http://www.yabooza.ru/flow/igry-na-razvitie/post/starinnye-narodnye-igry-dlja-detej-29/

Ссылка на основную публикацию