Проводим литературные игры и викторины для младших школьников в стихах

Многие люди считают викторины очень приятным развлечением. Во время подобных занятий можно блеснуть эрудицией и смекалкой. Особенно детям по душе исторические, географические и литературные викторины для начальной школы. Чтобы понять, что представляет собой викторина и каким образом ее правильно устроить, необходимо изучить основную информацию.

В двух словах викторина – это когда участнику нужно как можно быстрее отвечать на поставленные вопросы определенной тематики, опережая своих соперников.Проводим литературные игры и викторины для младших школьников в стихах

История возникновения викторины

Сама викторина известна людям с давних времен. Слово, обозначающее эту затею придумал писатель по имени Михаил Кольцов. Выпуская свою газету, он предусмотрел в ней раздел для интеллектуальных конкурсов, в их число входили загадки, шарады, необычные вопросы. Ведением данного блока занимался журналист с именем Виктор. Таким образом, и появилось слово «викторина».

При этом строительные грузовые подъемники должны быть оснащены площадками (поворотные или неповоротные, выдвижные или невыдвижные), выкотными консолями, монорельсами, выдвижные рамами, направляющими (гибкими или жесткими).

Многие узнали о том, что такое викторина благодаря прессе. Постепенно стали появляться все новые и новые конкурсы с различными задачами, это очень увлекало людей разных возрастов.

Сегодня на уроках достаточно часто проводят различные игры, в том числе и литературные викторины для младших школьников, они позволяют проверить остроумие, сообразительность и эрудированность учащихся.

Разновидности викторин

Проводим литературные игры и викторины для младших школьников в стихах

Существует огромное разнообразие интеллектуальных викторин. Они делятся на определенные категории, например:

  • возрастные;
  • тематические;
  • по месту проведения.

Современные викторины проводят на разных конкурсах, занятиях в школах и садиках, социальных сетях. Они направлены на то, чтобы стимулировать к развитию интеллектуальных способностей, то есть заинтересовать людей познавать новую информацию.

Впервые дети знакомятся с этой увлекательной игрой еще в садике. Многие преподаватели используют эту удивительную находку для того, чтобы научить детей чему-то новому в процессе игры. Главным стимулом для малышей является дух соревнования, каждый хочет показать, что он лучше знает и больше умеет.

Школьники с удовольствием играют в викторины и во время основных занятий, и на внеклассных мероприятиях. Например, исторические и литературные викторины для начальной школы часто проводят на соответствующих кружках.

Как составить викторину

Первоочередной задачей является определение тематики и цели игры. Придумывая задания нужно учитывать возрастную категорию будущих участников викторины. Простые конкурсы чаще всего состоят из элементарных вопросов, исходящих из уровня знаний, конкретных игроков.

Так, для проведения викторины по истории или литературе необходимо изучить учебный материал и основываясь на него составить вопросы. При этом тот, кто занимается организацией викторины, должен сам безукоризненно знать все ответы, чтобы в процессе игры не возникло путаницы.

Можно сразу составить план игры, в котором будут исторические или литературные викторины с ответами, он будет своеобразной шпаргалкой для ведущего.

Бывают также викторины с более сложными задачами, решать которые можно по определенным правилам.

Главным примером такой викторины может послужить телевизионное шоу, где во время экстремальных ситуаций участник должен правильно ответить на поставленные вопросы.

Человек оказавшийся в такой ситуации должен не только знать информацию, а и уметь ее подать, не сосредотачиваясь на одной цели, здесь все зависит еще и от крепости нервной системы.

Не так давно викторины стали появляться в социальных сетях, с каждым днем они завоевывают новых поклонников. Особенно популярны те, за участие и победу в которых обещано вознаграждение.

Проводим литературные игры и викторины для младших школьников в стихах Источник: http://www.nturbina.ru/literature/kakie-byvayut-literaturnye-viktoriny-dlya-nachalnoj-shkoly.html

Литературная игра

В последние годы радует тенденция возрождения интереса к библиотекам как среди детей, так и среди взрослых. К счастью, новомодные и технологичные электронные книги не вытеснили обычные бумажные. Удобство их использования не смогло сравниться с  приятным шелестом бумажных страниц и с той магической связью, которая возникает между читателем и бумажной книгой в его в руках.

И теперь все больше мальчишек и девчонок бегут в библиотеку за новой книгой, хранящей в себе новые знания, истории, приключения.

Библиотека – это не просто место хранения книг. Это пространство для общения, отдыха и даже творчества.

Сейчас в стенах библиотек по всей стране проводятся различные литературные познавательно-развлекательные игры,конкурсы, турниры, викторины, театрализованные представления по известным литературным произведениям.

Так как игра для ребенка – это прекрасный способ обучения и получения информации, поэтому именно через игру в библиотеке и нужно заинтересовывать детей миром книг и прививать им тягу к чтению.

Литературные игры для детей можно проводить не только в городских библиотеках, но и в школьных, или даже в домашней библиотеке, если там достаточная коллекция книг.

В этой статье мы дадим вам советы, как провести интересную игру или викторину в библиотеке и придумать свой сценарий игры в библиотеке.

Чтобы мероприятие получилось занимательным, нужно придумать, подготовить и оформить для нее интересные задания. Естественно, что задания должны быть на знания литературных произведений, персонажей, авторов книг и всего, что так или иначе связано с литературой, книгами, библиотеками.

Хорошо, если игра будет проводится для читателей-ровесников, тогда можно будет подготовить задания именно по произведениям, которые соответствуют возрасту игроков и учебной программе в школе.

Литературная игра может включать в себя различные элементы. Мы предлагаем вам несколько идей интересных заданий для литературной игры урока в библиотеке или школе.

Задания для литературной игры

Проводим литературные игры и викторины для младших школьников в стихах

  • Литературная викторина – игра в ответы на вопросы. Для нее подойдут вопросы по сюжетам книг, их названиям, вопросы на знание литературных терминов, вопросы на знание авторов произведений и их биографии. Внимательные и эрудированные участники по достоинству смогут применить тут свои знания. Пример такого вопроса: Именно этот поэт впервые назвал Санкт-Петербург  Петроградом. (А.С.Пушкин: «Над омрачённым Петроградом/ Дышал ноябрь осенним хладом».)
  • Литературный кроссворд. Для него подойдут такого же рода вопросы, как и для викторины, но нужно будет вписывать ответы в определенные графы и в итоге получить какое-то ключевое слово. Кто первый назовет это слово, тот и получает победное очко.
  • Отрывок из литературного произведения. Это очень интересное задание для литературного конкурса. И главное, что его очень легко готовить. Вам всего-то нужно взять из нескольких произведений значимые, запоминающиеся отрывки. Во время игры зачитать их игрокам, а они должны назвать автора и название произведения. Пример отрывка: «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится…» (Н.С. Лесков, «Левша»)
  • Путаница из букв.Задание, в котором из предложенных букв нужно составить слово — название произведения, имя героя или фамилию писателя. Пример: ХОВЕЧ (Чехов А.П.)
  • Портреты писателей. Отличное задание для игры в библиотеке. Очень важно не просто читать книги, но и знать в лицо писателей, которые подарили нам любимые произведения.Такое задание, когда игрокам нужно назвать фамилию и имя писателя, глядя на портрет, может быть достаточно сложным на маленьких читателей. Но пройдя это задание в игре и узнав правильный ответ, они обязательно запомнят его надолго.
  • Пропущенные слова в стихотворении. С этим заданием хорошо справятся читатели с отличной памятью и те, кто любит учить стихи. Организатору нужно прочитать стихотворение игрокам, делая паузу на месте пропущенных слов. Игроки должны вспомнить, какое слово пропущено, и назвать его. Кто больше слов успеет вставить первым, тот и получает победное очко. Вот пример такого задания: Неохотно и несмело _______ смотрит на поля. Чу, за тучей __________, Принахмурилась земля. Ветра теплого _______, Дальный гром и дождь порой…(Федор Тютчев «Неохотно и несмело…»)

Занимательная игра с такими заданиями может быть проведена в режиме: вопрос – ответ. То есть непосредственно каждое задание или вопрос зачитывается ведущим, а читатели его решают и дают свой ответ. Правильно ответивший получает балл или очко.

В конце игры подсчитываются очки всех игроков, и побеждает тот, кто набрал больше всех. Также такую игру можно провести в виде литературных соревнований двух команд.

Читайте также:  Социальное развитие детей дошкольного возраста

Тогда победные очки будут получать не сами игроки, а команды, за которые они выступают.

Квест в библиотеке

В этой статье мы бы хотели поделиться с вами еще одной прекрасной идеей проведения литературной игры урока в библиотеке. Ее можно провести и в школьной библиотеке, и даже в домашней, если в ней достаточно книг.

Идея эта – литературный квест в библиотеке. Он также как и любая литературная игра, включает задания на знания литературных произведений. Но их уже не будет зачитывать ведущий. По задумке квеста, карточки с заданиями должны прятаться в книги.

На каждом этапе игры участники находят одну карточку с головоломкой, решают её и получают указание на ту книгу, где спрятана следующая карточка с заданием.

В итоге получается цепочка, которая приводит игроков к финальному месту, где можно спрятать поздравление, дипломы, грамоты или даже подарки.

Проводим литературные игры и викторины для младших школьников в стихах

В ответе к заданиям игроки могут получить либо имя какого-то литературного героя, либо прямое указание на название произведения, либо намёк на сюжет книги. Далее они должны догадаться, о каком именно произведении идёт речь. И, конечно же, чтобы найти нужную книгу на полке библиотеки, им нужно вспомнить её автора.

Такая игра безусловно никого не оставит равнодушным, а активный элемент поиска задания добавит игре подвижности, ведь дети так не любят сидеть на одном месте.

Разработать такую игру несложно, особенно если вы педагог или работник библиотеки. Но если у вас нехватка времени, а провести мероприятие нужно в ближайшее время, то мы предлагаем рассмотреть наш готовый комплект заданий для проведения литературного квеста в библиотеке.

Литературный квест – это замечательная игра для урока литературы

Литературная игра  – это не просто игра на проверку у детей полученных знаний по литературе. Это занимательный процесс, в котором каждый ученик или читатель с удовольствием и без страха и стеснения примет участие.

Это возможность индивидуально подойти к каждому ребенку, дать ему возможность проявить свои знания, понять, как же интересно и полезно читать и потом выигрывать в литературных викторинах, вспоминая какие-то даже очень мельчайшие подробности из прочитанных произведений.

Очень надеемся, что наша статья поможет работникам библиотек и преподавателям придумать свой интеерсный сценарий литературной игры в городской или школьной библиотеке , ведь игра – это очень эффективный способ познакомить детей с библиотекой и книгой. Уверены, что хоть раз сыграв в такую игру в библиотеке, дети будут приходить туда чаще.

Источник: https://podarikvest.ru/blog/literaturnaya-igra

Цели: прививать интерес к чтению, учить выразительно и внимательно читать, обогащать словарный запас учащихся, развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, приобщить детей к народной культуре; развивать внимание, память, творческие способности, воспитывать любовь к книге, воспитывать художественный вкус, учиться работать в команде, заинтересовать детей в изучении данного материала.

Оборудование: раздаточный материал, выставка книг, рисунков учащихся, образцы дымковской, богородской игрушек; изображение музыкальных инструментов, картинки с изображением русских народных костюмов, русские народные костюмы для исполнения танца, музыкальное сопровождение, наклейки-награды для команд, пазлы, аудио-запись русских народных песен, закличек и т. д.

Условия проведения игры: деление класса на команды, выбор капитанов команд. Побеждает команда, которая собрала больше наклеек-наград.

  • Предварительная работа: конкурс рисунков, чтение и рассказывание сказок, прослушивание аудио-записей, просмотр мультфильмов, репетиция русского народного танца.
  • Подготовка грамот и призов для команд.
  • Команды отвечают по очереди.
  • Ход игры-викторины

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались с вами на викторину: «Фольклор — народное искусство». Вспомним, что же такое фольклор. В переводе с английского языка слово «фольклор» означает народная мудрость, народное знание. Фольклор сочетает в себе такие элементы: словесные, музыкальные, театральные. Он тесно связан с народным бытом и обрядами.

Русский танец, русская песня, русская музыка-частичка жизни каждого русского человека. С младенчества вы уже слушали малые жанры фольклора — это ваши первые колыбельные песни («Баю, бай», «У кота-воркота», «Дрёма»), пестушки, дразнилки, потешки. Какие жанры фольклора вы можете перечислить (ответы детей). Молодцы. А сейчас разделимся на две команды.

Придумаем название командам и выберем капитана. Итак, начинаем игру.

Проводим литературные игры и викторины для младших школьников в стихах

1 задание. Начинаем нашу игру с прослушивания русских народных песен. (Включение аудио — записей). Песня является душой русского народа, их пели и поют до сих пор, как говорится «и в горе и в радости».

А сейчас назовите какие русские народные песни вы ещё знаете и даже исполняете на уроках музыки. Побеждает та команда, которая назовет больше песен.

(«Край ты мой любимый», «Будьте здоровы», «Калина», «Гармонист Тимошка», «Как на тоненький ледок», «Валенки», «Во саду ли в огороде»», «При долине, при лужку», Гуси-лебеди», «Завивайся, берёзка»).

2 задание. Найдите виды устного народного творчества. Лишнее вычеркните (раздаточный материал на карточках).

Скороговорки, повести, считалки, прибаутки, басни, заклички, сказки, литературные сказки, пословицы, потешки, пестушки, стихи, рассказы, докучные сказки, загадки, дразнилки, песни, небылицы.

3 задание. Собери пословицы о труде и добре. Детям выдаются карточки следующего содержания.

  1. Кончил дело-
  2. А от труда здоровеет.
  3. Добрый скорее
  4. Что весенний день.
  5. Гуляй смело.
  6. Дело сделает,
  7. Чем человек от лени болеет,
  8. Добро
  9. И звери помнят.
  10. Ласковое слово-
  11. Доходит до сердца
  12. А человека труд.
  13. Тот не ест.
  14. Тому без дела не сидится.
  15. Труд, труд, труд-
  16. Вот три вечных сокровища.
  17. Не сиди сложа руки.
  18. Доброе слово.
  19. Землю красит солнце.
  20. Кто не работает.
  21. Кто привык трудиться,
  22. Так не будет и скуки.

4 задание. Собери картинку и скажи, какая русская народная сказка изображена /пазлы/. После сбора картинки беседа по сказкам.

  • — назови сказку и главных героев
  • — о чем рассказывается в сказке (краткий пересказ по содержанию)
  • — чему учит данное произведение
  • Рассматривание выставки рисунков по сказкам.

5 задание. Угадай героя сказки.

  1. — Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)
  2. — Кому помогала яблонька, печка и речка? (Машеньке)
  3. — К кому обращены такие слова: «… вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой?» (Сивка-бурка)
  4. — На лазоревом платье – частые звёзды, на голове — месяц ясный, такая красавица — ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать. (Василиса Прекрасная)

6 задание. Придумай загадки. Русский народ славится остроумием, смекалкой, загадочностью, поэтому большое место в русском фольклоре отводится загадкам. Сейчас вы поупражняетесь в составлении загадок.

7 задание. Народный танец (фольклорный танец) – это проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом для зрителя.

Ещё  ваши прабабушки и прадедушки водили хороводы, устраивали весёлые народные гулянья.

Сейчас проведем конкурс на лучший русский народный танец (по командам; танцуют заранее подготовленные дети в русских народных костюмах с музыкальным сопровождением).

8 задание. Народное искусство всегда понятно и любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева. Каждое изделие несет в себе радость, добро, тепло, фантазию.

Народная игрушка образна, красочна, оригинальна.

Вспомните, какие виды народных игрушек вы знаете, и что вы можете о них рассказать (учитывается наиболее содержательный материал) Примеры: дымковская, филимоновская, каргопольская, богородская игрушки.

9 задание. На каких музыкальных инстументах играли ваши прабабушки и прадедушки? Кто знает? В старину на почётном месте были люди, играющие на музыкальных инструментах.

Кто больше назовет музыкальных инструментов (Трещотка — издает много шума, использовали в свадебных обрядах якобы это оберегает молодую пару от злых духов; бубенцы, балалайка, свистулька, баян, бубен (применялись у скоморохов), домра, жалейка, гусли, калюка (дудка), ложки, окарина (род свистковой сосудообразной флейты), рожок, свирель).

10 задание. Вопросы для команд (по 4 вопроса).

  • — Герой колыбельных песен, волшебное существо (Дрёма).
  • — Герой колыбельных песен , усыпляющий детей мурлыканием(кот).
  • — Обряд, который осуществлялся над детьми после рождения (крещение).

— Устное народное творчество. Народная мудрость ( фольклор).

— Кроватка, в которой усыпляли малышей. Старинное слово ( люлька).

Читайте также:  Правила организации обучения детей инвалидов в школе

— Появление ребёнка на свет. Старинное слово (родины).

— Что означало слово « баять» в старину(говорить).

— Назовите автора фольклора (Фольклор не имеет автора. Это особое искусство — народные песни, танцы, легенды, сказки, обряды, поверья и т.д.)

Ведущий: Вот и подошла наша игра к концу. Сегодня вы показали себя настоящими знатоками русского фольклора. Я думаю, что народное искусство и народная мудрость всегда будет в ваших сердцах.

Источник: http://utinye-uroki.ru/index.php/folklor-na-urokakh-literaturnogo-chteniya/igra-viktorina-dlya-mladshikh-shkolnikov-folklor-narodnoe-iskusstvo

Литературная игра-викторина «Кто умнее всех?»

      Из листка цветной бумаги нарезаются квадратики произвольного размера. Всего потребуется несколько десятков подобных квадратиков.

 

Каждый игрок, давший правильный ответ на вопрос ведущего, получает в качестве поощрения такой квадратик. В конце игры ребята проводят подсчет квадратиков, и тот, кто набрал их наибольшее количество, становится победителем игры.

Поскольку игра состоит из двух частей, то лучше будет, если учитель запасется квадратиками двух разных цветов — для первого и второго туров.

  1. Примечание.
  2. Предлагаемый сценарий можно использовать для проведения не одного, а двух и даже трех мероприятий, поскольку каждый из разделов соревнования содержит большой резерв игрового материала.
  3. Ведущая.

Ребята, сегодня мы проведем с вами веселую игру под названием «Кто умнее всех», где вы должны будете вспомнить некоторых героев популярных детских книжек — то, как их звали, где они жили, и в какие приключения попадали. Только не спешите делать скучные лица.

Все задания в этой игре вовсе не будут для вас трудными. Наоборот, я думаю, что вы станете их выполнять с улыбкой. Игра будет проходить так: я задаю вопрос, и тот, кто первым поднимет руку и даст при этом правильный ответ, получит от меня вот такой квадратик из бумаги.

А наблюдать за тем, кто поднял руку первым, а кто вторым и так далее, будут мои помощники (представляет помощников). А в конце игры мы подсчитаем, кто сколько квадратиков набрал. Кто сумеет дать наибольшее число правильных ответов, тот получит больше квадратиков, тот и окажется победителем.

Вот первое задание.

Надо дополнить имя литературного героя. Например, я говорю слово «баба», а вы должны закончить — «Яга», я говорю «папа», а ваш ответ — «Карло». И так далее -понятно условие игры? Тогда начнем. За каждый верный ответ вы будете получать поощрительную карточку. (Поочередно называет слова, к которым ребята должны назвать недостающую литературную «пару»).

  • Муха (цокотуха, горюха),
  • курочка (ряба),
  • лисичка (сестричка),
  • конек (горбунок),
  • сивка (бурка),
  • Иванушка (братец, дурачок),
  • дядя (Федор, Степа),
  • крокодил (Гена),
  • доктор (Айболит),
  • акула (каракула),
  • попугай (Карудо (Кеша и пр.)),
  • собака (Авва),
  • свинка (Хрю-хрю),
  • обезьяна (Чи-чи),
  • разбойник (Бармалей (Соловей),
  • Карабас (Барабас),
  • царь (Салтан, Горох, Дадон),
  • Али (Баба),
  • Илья (Муромец),
  • Винни (Пух),
  • Кристофер (Робин),
  • Железный (Дровосек),
  • питон (Каа),
  • тигр (Шерхан),
  • пантера (Багира),
  • Кощей (Бессмертный).

Ведущая.

А теперь — второе задание.

Давайте вспомним, чем нам нравятся сказки? Наверное, тем, что в сказках могут оживать и разговаривать с нами самые необычные персонажи — животные, куклы, деревья, цветы и даже соломенные чучела. Вот сейчас вам надо будет вспомнить, какой из персонажей носил следующее имя.

  • Рикки-Тикки-Тави (мангуст),
  • Винни-Пух (плюшевый медвежонок),
  • Буратино (деревянный человечек),
  • Мойдодыр (умывальник),
  • Страшила (соломенное чучело),
  • гадкий утенок (лебедь),
  • Малыш (мальчик),
  • Гена (крокодил),
  • маркиз Карабас
  • (сын мельника),
  • Суок (девочка),
  • Тянитолкай (невиданный зверь с двумя головами),
  • Ослиная Шкура (принцесса),
  • Матроскин (кот).

Третий этап игры похож на предыдущий, где вы угадывали, кем являлся названный герой. Он называется «Человек — не человек». И теперь вам предстоит вспомнить, человеком или еще каким-нибудь существом был названный герой. Только этот этап игры еще носит своеобразное название «Молчанка».

Вам не надо давать вслух ответа на мой вопрос. А следует только кивнуть головой, если герой человек, это значит, что вы согласны с тем, что этот герой — человек. А если этот герой — не человек, вам надо хлопнуть в ладоши. Запомнили? Если это человек — кивните головой, ели нет — хлопните в ладоши, будьте внимательны.

Итак, быстро вспоминаем и показываем условными знаками, кто такой:

  • Авва (не человек),
  • Пятачок (не человек),
  • царь Дадон (человек),
  • мама девочки Элли (человек),
  • Сивка-Бурка (не человек),
  • Мышиный король (не человек),
  • синьор Помидор (не человек),
  • гимнаст Тибул (человек),
  • Али-Баба (человек),
  • Оле-Лукойле (не человек),
  • Илья муромец (человек),
  • Багира (не человек),
  • крошка Ру (не человек),
  • пудель Артемон (не человек),
  • Маугли (человек).

Первая часть нашей игры подошла к концу. Теперь я прошу подсчитать, кто сколько талончиков набрал. Три человека, которые набрали наибольшее число талончиков, становятся лидерами.

Им предстоит участвовать во второй части нашей игры, где и выявится ее настоящий победитель.

За свои правильные ответы лидеры тоже будут получать талончики, только другого цвета, чтобы не спутать их с призами за первую часть игры.

Итак, вторая часть игры, которая называется «Игра с лидерами».

Задания второй части будут похожи на задания первой части, только чуть посложнее. И вторая часть, как и первая, будет состоять из нескольких этапов.

Первый этап игры — «Место жительства» — угадайте, где жили герои разных книг:

  • Карлсон (на крыше),
  • Винни-Пух (на Пуховой опушке),
  • дядя Федор (в деревне Простоквашино),
  • Незнайка (в Цветочном городе),
  • Муми-тролли (в долине Муми-троллей),
  • Маугли (в джунглях),
  • волшебник Гудвин (в Изумрудном городе),
  • Щелкунчик (в городе Конфетенбурге),
  • девочка по имени Яло (в Королевстве Кривых зеркал),
  • Тянитолкай (в Африке),
  • Маленький Принц (на звезде),
  • Белый кролик и Чеширский кот (в стране Чудес).

Второй этап — «Начало книжки».

Угадайте название книги по ее началу. Вам надо выслушать начальную фразу из книги и вспомнить ее название.

  • «Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах, когда Отец Волк проснулся после дневного отдыха» (Р. Киплинг, «Маугли»).
  • «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». (А. Линдгрен, «Малыш и Карлсон»).
  • «За горами, за лесами,За широкими морями,Не на небе, на землеЖил старик в одном селе». (П. Ершов, «Конек-горбунок».).
  • «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». (А. Волков, «Волшебник Изумрудного города»).
  • «Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос». (А. Толстой, «Золотой ключик, или приключения Буратино».).
  • «В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его Чебурашка». (Э. Успенский, «Крокодил Гена и его друзья».).
  • «В одном сказочном городе жили коротышки». (Н. Носов, «Приключения Незнайки и его друзей»).
  • «Одеяло убежало.Улетела простыня,И подушка, как лягушка,Ускакала от меня». (К. Чуковский, «Мойдодыр».).
  • «У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Федор». (Э.Успенский, «Дядя Федор, пес и кот»).
  • «Три девицы под окномПряли поздно вечерком». (А. С. Пушкин, «Сказка о царе Саптане, о сыне его, славном и могущественном богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
  • «Жил-был доктор. Он был добрый». (К Чуковский, «Доктор Айболит»),
  • «Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было». (Ю. Олеша, «Три толстяка»).
  • «Однажды мы гуляли во дворе — Аленка, Мишка и я». (В. Драгунский, «Заколдованная буква»).
  • «Жил-был попТолоконный лоб». (А. С. Пушкин, «Сказка о попе и о работнике его Балде»).
  • «Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут?» (С. Маршак, «Двенадцать месяцев»).
  • «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя». (П. Бажов, «Серебряное копытце»).
  • «Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко». (В. Катаев, «Дудочка и кувшинчик»).
  • «Жила когда-то королева, у которой родился сын, такой безобразный, что долгое время сомневались — человек ли он». Ш. Перро, «Рике с хохолком»).
  • «Жил старик со своею старухойУ самого синего моря». (А. С. Пушкин, «Сказка о золотой рыбке»).
  • «Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков». (Г.—X. Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик»).
Читайте также:  Подвижные игры на перемене: растем и развиваемся

Третий этап — «Кошечки и собачки».

В зависимости от того, какое животное имеется среди персонажей названной мною книги, вам надо будет залаять или замяукать, а потом назвать это животное. Обратите внимание, в некоторых из книг вам будут встречаться двое этих животных одновременно.

  • «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». (Собака Бимбо).
  • «Крокодил Гена и его друзья». (Собака Тобик).
  • «Золотой ключик, или приключения Буратино». (Кот Базилио и пудель Артемон).
  • Русская народная сказка «Репка» (Собака Жучка и кошка Мурка).
  • «Доктор Айболит» (Собака Авва).
  • Русская народная сказка в обработке В. И. Даля «Снегурочка» (Собака Жучка).
  • «Белолобый» (Собака Белолобый).
  • «Кот в сапогах» (Кот).

Источник: https://xn—-htbdalkp7av.xn--d1acj3b/vospitatelyam-uchitelyam-pedagogam.html?id=3561

Литературная викторина «По дорогам сказок» (библиотечный урок для учащихся 2-3 классов) — школьному библиотекарю, мероприятия

  • Литературная викторина «По дорогам сказок»
  • (библиотечный урок для учащихся 2-3 классов)
  • Цель:  Сформировать знания учащихся о писателях-сказочниках; развивать логическое мышление, быстроту реакции, зрительное и слуховое внимание, память и речь учащихся, навыки осмысленного чтения, современные методы и навыки чтения, любовь к чтению; популяризировать детскую литературу среди учащихся.
  • Оборудование: выставка детских интересных книг, высказывания о книге различных писателей, презентация «По дорогам сказок», видеоролики: «Наши любимые сказки», «Вместе весело шагать по просторам», «Сказочный микс – Викторина по сказкам», «Сказки гуляют по свету», «Наши любимые сказки».
  • Библиотекарь:
  • (слайд №1)
  1. Книжная королева:

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет сегодня гостеприимной хозяйкой нашего праздника.

А я помогу вам, ребята, чтобы вы были веселыми, любознательными и остроумными.

Вы, конечно же, прочитали много книжек, знаете много народных и литературных сказок, а так же любите мультфильмы? Поэтому я предлагаю вам немного поиграть со сказкой. Согласны?

Для начала проведем небольшую разминку. Ну что, ребята, поиграем?

Я начну, а вы заканчивайте,Только в рифму отвечайте!

Вам надо будет вообразить себя героями знаменитых сказок. Ну, как, ребята, представили, что вы в сказочной стране? Тогда – первое задание.

(слайд №2)

Какие слова надо произнести, чтобы:

  1. Вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)
  2. Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами? (Сим-сим, открой дверь!)
  3. Сварить кашу в волшебном горшочке? (Раз, два, три, горшочек, вари!)
  4. Исполнить желание с помощью волшебной щуки? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)
  1. Видеоролик «Наши любимые сказки»

Библиотекарь:

А сейчас я предлагаю каждому из вас побывать в роли детектива. Вам предстоит узнать литературного героя по моему описанию. Попробуйте узнать их по особым приметам.(слайд №3)

  1. Медведь. Любит мед. Голова набита опилками. Не лишен литературных способностей. (Винни Пух)
  2. Мальчик. Издает стойкий запах лука. На голове – зеленый хохолок. Опасен! Вызывает обильные потоки слез. (Чиполлино)
  3. Кукла. Место работы – кукольный театр. Отличительная черта характера – воспитанность. Особая примета – волосы голубого цвета. (Мальвина)
  4. Кот. Место жительства – деревня Простоквашино. (Матроскин)

Молодцы, ребята!  Вы настоящие детективы!

Книжная королева:  А теперь я попрошу узнать имя героя и назвать книжку, в которой он жил.

(слайд №4 – 11)

  1. Ваша мама пришла,Молочка принесла.(Коза из русской сказки «Волк и семеро козлят».)
  2. Не садись на пенек,Не ешь пирожок,Неси бабушке,Неси дедушке.(Машенька из русской народной сказки «Маша и Медведь».)
  3. Столяр Джузеппе – Синий носПолено как-то в дом принес.Он начал ножку мастеритьДля кресла или стула.Полено стало говоритьИ в нос его щипнуло.(«Буратино», А.Н. Толстой)
  4. Перед волком он дрожал,От медведя убежал,А лисице на зубокВсе ж попался…

(Колобок)

  1. Враг людейИ враг зверейЗлой разбойник…

(Бармалей)

  1. Всех на свете он добрей,Лечит он больных зверей.А однажды бегемотаВынимал он из болота.Добротою знаменит,Это доктор…

(Айболит)

  1. Красна девица грустна —Приближается весна.Ей на солнце тяжко.Слезы льет, бедняжка.(Снегурочка)
  2. Он знаком всем малым детям,Обожают все его,Но таких на целом светеНе найдешь ни одного.Он не лев, не слон, не птица,Не тигренок, не синица,Не котенок, не щенок,Не волчонок, не сурок.Но заснята для киноИ известна всем давноЭта милая мордашка,А зовется…

(Чебурашка)

Книжная королева:

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете сказочных героев.

  1. Библиотекарь:
  2. (слайд №12-13)
  3. Следующий наш конкурс «Из одной ли мы сказки?»
  4. Книжная королева:

А сейчас, ребята, я предлагаю вам конкурс переводчиков. Я буду говорить о героях произведений простыми предложениями. А вы, узнав, о ком идет речь, должны сказать об этом герое, не повторив ни одного моего слова. Кроме того, «перевод» нужно найти либо в песне, либо в стихотворении. Трудное задание? Но я уверена, что и с ним вы справитесь!

Итак «Конкурс переводчиков»

  • Старушка имела животное булыжного цвета с рогами. (Жил-был у бабушки серенький козлик…)
  • Женщина пожилого возраста была владелицей пары жизнерадостных птичек. (Жили у бабуси два веселых гуся…)
  • Компания молодых особ занималась рукоделием после захода солнца у отверстия со стеклом. (Три девицы под окном пряли поздно вечерком…)
  • На плантации зеленых насаждений появилось новое чудо, пригодное для встречи Нового года. (В лесу родилась елочка, в лесу она росла…)
  • В зарослях невысоких растений расположилось зеленое насекомое. (В траве сидел кузнечик…)

Библиотекарь:

А теперь – узнайте героя по событию, которое случилось в его жизни.

  1. Этот герой работал врачом на корабле. Однажды его корабль потерпел кораблекрушение, и он оказался в плену у маленьких человечков. (Гулливер)
  2. Как рассказывал сам этот герой, он сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шубу. (Барон Мюнхгаузен)
  3. Этот мальчик в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей. (Нильс)
  4. Героиня этой английской книжки побежала за Белым Кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычной стране. (Алиса)
  5. Единственный мальчик на свете, который никогда не вырастал. (Питер Пэн)
  1. Видеоролик – Викторина по сказкам «Сказочный микс»

Книжная королева:

Молодцы, ребята! С вами очень приятно общаться, вы столько всего знаете! Наш конкурс состоит из сказочных вопросов, и вы будете большие молодцы, если сумеете верно на них ответить. Попробуем? Итак.

(слайд №14)

  1. Сказочная хитрюга. Кто это? (Лиса.)
  2. За кого держалась Жучка? (За внучку.)
  3. Чем ловили золотую рыбку? (Неводом.)
  4. Из чего фея сделала карету для Золушки? (Из тыквы.)
  5. Кто любил сочинять шумелки, ворчалки, сопелки? (Винни-Пух.)
  6. Кто такой Елисей? (Королевич.)
  7. Подруга семи гномов. (Белоснежка.)
  8. Сказочная замарашка. (Золушка.)

Библиотекарь: Следующий наш  конкурс «Продолжи сказку»

(слайд №15)

  1. Позвала бабка внучку.Внучка за бабку,Бабка…
  2. Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:– Терем-теремок! Кто в тереме живет?– Я мышка – норушка! А ты кто?– А я …
  1. Видеоролик «Сказки гуляют по свету»
  • Книжная королева:
  • А теперь проведем конкурс  «Угадай, из какой сказки предмет»
  • (слайд №16)

Конкурс  « Сказочный переполох»  (1. Найди пару. 2. Перепутались названия сказок. Соедините начало и конец сказок, чтобы исправить ошибки)

Книжная королева:

(слайд №19)

Проведем конкурс « Сказки о волке».Ребята, назовите сказки, героем которых является волк.

  1. Библиотекарь:
  2. (слайд №20-22)
  3. Следующий наш конкурс «Верните нас в сказку»
  4. Книжная королева:

Вот это да! Оказывается, вы, ребята, любите не только читать сказки, но и смотреть мультики?  Вам интересно видеть героев сказки не только на страницах книг, но и на экране.

  1. Видеоролик «Вместе весело шагать по просторам»

Сказки гуляют по свету,Ночь запрягая в карету.Сказки живут на полянах,Бродят на зорьке в туманах…Мир озарив чудесами,Сказки летят над лесами,На подоконник садятся,В окна, как в речки, глядятся…Сказки со мною повсюду,Их никогда не забуду.Пусть Зло на проделки хитро,Но все ж побеждает Добро.

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/literaturnaya-viktorina-po-dorogam-skazok-bibliotechnyy-urok-dlya-uchaschihsya-2-3-klassov-79655.html

Ссылка на основную публикацию