Проблемы обучения леворуких детей в школе

Левши рождаются, чтобы жить вопреки. В этом мире ничего для них не приспособлено, поэтому они вынуждены подстраиваться к нему с самого рождения. Какие проблемы возникают у левши в школе, и как взрослые должны помочь ему справиться с «леворукими» проблемами, разбираемся на MedAboutMe.

Проблемы обучения леворуких детей в школе

Настороженное отношение к левшам присутствовала всегда. На Руси таким людям запрещалось давать показания в суде, а в средневековых европейских странах левшей сжигали на костре из-за боязни, что леворукие владеют колдовскими чарами.

В СССР детишек «исправляли» в приказном порядке на государственном уровне, т. к. существовала определенная концепция по переучиванию левшей, т. е. в мире, где преобладающее большинство людей правши, выделяться «левыми» особенностями не стоило. Такое настороженное, граничащее с нетерпимостью, отношение нашло свое отражение в языке.

Во многих языках, включая русский, понятие «прав, правый» практически синоним слова «правильный». А «левый», наоборот, имеет негативное значение: встать с левой ноги, левые деньги.

В английском, немецком, французском, португальском языках есть слова, которые наряду со значением «левый», имеют другое — «злой, неловкий».

Однако же, такие известные люди, как император Тиберий, композитор Бетховен, писатель Лев Толстой, ученый Исаак Ньютон были левшами.

Современный мир более благосклонно принимает индивидуальность. На левшу уже не будут подозрительно коситься, но «левым» воронам живется непросто в мире, где все «заточено» под правшей.

Проблемы обучения леворуких детей в школеС давних времен в обществе бытует мнение, что левша изначально какой-то особенный человек. На самом деле не стоит выделять ребенка левшу, как какого-то особенного. Мы ведь не выделяем людей с зелеными глазами или тех, кто выше 160 см. В случае с левшами происходит также. Левши, как и все прочие, обычные люди.

Вопрос в другом. Есть леворукость генетическая. Деткам, родившимся в семье, где уже есть левша, живется достаточно просто. Взрослые, понимая, какие трудности они сами испытывали в детстве, стараются помочь ребенку, «проиграть» возможную ситуацию и оградить его от сложностей.

«Вынужденная» леворукость тоже встречается. Таких людей меньше. В перинатальный период возможно неврологическое поражение, которое приводит к тому, что левая рука развивается быстрее.

Возможны травматические поражения, когда длительное время у человека нет возможности делать что-либо правой рукой. Тогда человек становится леворуким вынужденно.

Некоторых родителей смущает подобное обстоятельство и они пытаются переучить малыша на правшу. Им стоит знать, что происходит вмешательство в устоявшуюся работу мозга, а это не может пройти бесследно для ребенка.

Как относиться к левше? Взрослым следует разбираться в различиях физиологических особенностей развития правшей и левшей.

Некоторая заторможенность поначалу может в итоге привести к развитию творческих способностей, поэтому не стоит выделять детей и акцентировать внимание на их необычности по сравнению с другими детками.

Вместо этого нужно объяснить о нормальности явления и прекрасной адаптации в социуме. Прежде всего, нужно относиться к ним по-доброму.

Во время обучения также нужно индивидуально подходить к каждому ребенку с ведущей левой рукой. Усадить его за партой так, чтобы ему и соседу было удобно.

Учесть, с какой стороны должен падать свет, постараться приобрести специальные «левые» школьные принадлежности. Особенное внимание нужно обратить на развитие творческих способностей. Вспомните, например, Пола Маккартни.

Его врожденная леворукость не помешало ему создавать выдающиеся музыкальные произведения.

Родителям следует знать, что леворукость связана с устройством мозга, поэтому это обстоятельство просто принимают, а не пытаются «исправить» ребенка, переделывая его в правшу.

Проблемы обучения леворуких детей в школеНекоторые родители воспринимают леворукость своего малыша как сигнал, определяющий начало борьбы за «перестройку» ребенка из левши в правшу. Для этого они привлекают хоровод специалистов, устраивают череду занятий и сбор диагнозов.

Я всегда говорю родителям, что такой вариант развития событий не самый лучший.

Ребенка нужно воспринимать таким, каким его создала природа. Переучивание левши означает вмешательство в его жизнь. Кроме того, подобное вмешательство сильно влияет на психику детей. Такие меры могут привести к тикам, невротической симптоматике.

Левши и правши постепенно учатся мирному сосуществованию. Особенностями развития левшей заинтересовались ученые и тщательно изучают этот вопрос. Появился даже праздник левшей и ежегодно тысячи людей собираются, чтобы принять участие в веселье.

Однако живут на земле люди, которым все удается делать обеими руками. Их называют амбидекстры. Они одинаково хорошо умеют действовать обеими руками, поэтому от них можно часто услышать: «Мне все равно, какая рука будет держать карандаш!».

Отчего так происходит? Амбидекстрам свойственно симметричное развитие обоих полушарий. Соответственно, они быстрее могут оценить происходящие события и принять решение, но, в то же время, они более ранимы, вспыльчивы и обидчивы.

Проблемы обучения леворуких детей в школе

Леворукие дети, безусловно, несколько отличаются от правшей, но число одаренных среди них составляет более двадцати процентов. Однако попадая в обычную школу, где все рассчитано на правшей, они испытывают трудности. Если вовремя не помочь детям адаптироваться в праворуком обществе, то можно получить расстройства, нервные срывы у ребенка.

Задача родителей заключается в том, чтобы к началу учебы в школе понять, какой ребенок растет у вас в семье. Для этого достаточно внимательно наблюдать за малышом, заметить, какой ручкой он тянется за предметом, к какому глазу приложит игрушечную подзорную трубу или калейдоскоп.

Если взрослым становится определенно понятно, что в семье растет левша, то нужно начинать развивать левую руку как можно раньше.

Кроме того, современные нейропсихологии категорически против переучивания и советуют родителям заранее позаботиться о том, чтобы маленькому левше было комфортно учиться.

Сейчас уже разработан и запущен в производство достаточно широкий ассортимент школьных товаров, предназначенных для левшей. Например, специальные насадки на карандаши, удобные для леворуких детей, тетради, в которых удобно писать левшам, «левые» точилки и линейки.

Проблемы обучения леворуких детей в школеЛюбой ребенок, приходя в школу, проходит период адаптации. Левшам, которые попадают в мир, где все приспособлено для праворуких, приходится нелегко. Сложности возникают во многом: в обучении чтению, в общении с детьми, письму. Правда, стоит отметить, что в последние годы число левшей в классах прибавилось.

Как вести себя родителям?

  • Во-первых, предупредить классного руководителя об особенностях ребенка.
  • Во-вторых, постараться максимально уделять ему время и внимание в период адаптации.

Со своей стороны, учитель обязан максимально внимательно относиться левше, и создать ему комфортные условия для обучения. Место за партой у ребенка должно быть слева.

Еще леворукие малыши частенько «заезжают» в тетради направо. Трудно усваивается система переносов. Левша либо втиснет слово в небольшой интервал между словами, либо оставит большую часть строчки пустой, чтобы не переносить слово.

Все так, детям с ведущей левой рукой сложнее, но зато, как радуют их успехи при сравнении с уверенными правшами.

За время работы с малышами в начальной школе, я убедилась, что левшей нужно не переучивать, не ругать и ни в коем случае не наказывать. Их нужно принимать такими, какие они появились на свет. В общем, относиться к левшам-малышам с любовью, дабы не сформировать у них комплекс неполноценности.

Левши особенно нуждаются в заботливом отношении и внимании, потому что многие привычные для правши вещи, даются леворуким детям с трудом. Любовь родителей и внимание других взрослых способны преодолеть все трудности, чтобы ребенок почувствовал себя любимым и неповторимым.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/levsha_v_shkole_problemy_trudnosti_osobennosti/

Почему многим детям-левшам учиться трудно

Продолжаю разговор про детей-левшей, начатый здесь. Оговорюсь, речь не идёт о вынужденных левшах, т.е. праворуких людях, ставших левшами под влиянием непреодолимых внешних обстоятельств (травм, инсультов, ДЦП и т.п.)

Левша левше рознь. У меня учился Тимур — умница, отличник, уравновешенный человек без тени невротичности, почерк идеальный, хоть на стену в рамке вешай. Закончил успешно Бауманку.

И в этом же классе училась Зина — ребёнок, не вылезающий от логопеда и невролога, с корявым почерком «попробуй разбери» и массой ошибок в тетрадках. Каждый учитель начальной школы может вам привести подобные примеры. В принципе, чем это отличает левшей от правшей? Да ничем.

Текст моей же статьи «Что ещё мешает ребёнку учиться? (кроме СДВГ)» это хорошо иллюстрирует.

Поэтому, если ваш ребёнок — левша, вы его не переделываете на свой лад, и у него нет проблем с психикой и учёбой, он живой и жизнерадостный — отлично! С мешающими бытовыми неудобствами типа дверных ручек он чудесно справится. И эта статья не о нём.

А что мешает хорошо учиться ребёнку-левше? Да то же самое, что и правше (и медицинские исследования это подтверждают): патология беременности и родов, родовые травмы, гипоксия, низкая масса тела при рождении, недоношенность и т.д. Всё это влечёт за собой мозговые дисфункции у ребёнка. В том числе — дисфункцию левого полушария. А оно отвечает:

а) за речь и артикуляцию (отсюда распространённые у детей-левшей нарушения речевого развития) — здравствуй, тётя-логопед;

б) за звуковой анализ слов: пропуски, перестановки, замены букв при письме, слитное написание слов в предложении и т.п.; трудность письма под диктовку;

в) за восприятие символики (букв и цифр в том числе): долго не можем запомнить образ буквы и цифры, похожие — путаются, зеркалятся (Интересный факт: люди лучше узнают цвета и лица на фотографиях, если их показать в левом поле зрения, т.е. для правого полушария, а слова, буквы и цифры — в правом поле зрения, т.е. для левого полушария);

г) за осознанное, подробное, медленное письмо (например, лекции левше будет намного легче записывать тезисно или в виде зрительных опор: схем, «карт памяти» и т.п.).

Люди — существа ассиметричные. Вот иллюстрация ассиметрии мозга.

Моторные (двигательные) пути, как вы видите, перекрещены. Поэтому при поражении левого полушария может возникать патологическая леворукость и гиперактивность правого полушария (то, о чём говорит нейропсихолог Визель Т.Г.). А может и не возникать! Т.е.

при поражении левого полушария ребёнок необязательно родится леворуким. По той причине, что нервных волокон от мозга в целом от обоих полушарий больше идёт к правой стороне тела.

На картинке этого не видно, но это объясняет количественное преобладание правшей.

Интересный факт: у 95 % правшей и 70 % левшей речь контролируется левым полушарием. Оставшиеся 30 % левшей разделились на две равные группы — у 15% речь контролирует правое полушарие (здесь же 5 % правшей присоседились) и у 15% — двусторонний контроль. Поэтому есть вполне себе благополучные левши (как мой ученик Тимур).

Если правое полушарие работает за двоих, понятно, почему у левшей часто нарушены и зрительно-пространственные функции (зрительные поля): ребёнок не видит начало или конец строки, не видит целую область изображения на листе (углы или центр, или боковую сторону), не может перерисовать картинку правильно. Эти функции могут конкурировать с речевыми не в свою пользу.

Очень подробно обо всём этом написано у Марьяны Безруких в книге «Леворукий ребёнок в школе и дома».

Читайте также:  Самые трогательные стихи ко дню матери для школьников

Мне, как маме леворукого сына, было неважно, патологический он левша или натуральный (мать-природа пошутила). Все вышеописанные пункты а, б, в, г плюс нарушение зрительных полей ребёнок поимел в полном объёме и полегчало ему только к 17-18 годам, когда включилась осознанность.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a4e27625a104f5ad931270c/5ab66670a815f1e7708d6236

Проблема обучения леворуких детей в школе

Пристальное внимание психологов и педагогов привлекает проблема школьного обучения левшей. По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.

Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.

Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей [16]:

  • — восприятия и запоминания сложных конфигураций бука при чтении и соответственно медленный темп;
  • — формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  • — выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг — овал, квадрат — ромб- прямоугольник);
  • — копирования;
  • — неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
  • — зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  • — очень медленный темп письма.
  • Хотелось бы подробнее остановиться на сниженном темпе письма и феномене зеркальных движений, как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения.

Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микро- пауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программиования следующего движения.

Различие в механизмах зрительно-моторной координации у левшей и правшей проявляется прежде всего в различной длительности этих микропауз. У левшей микропаузы дольше как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется.

Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети- левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий.

Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.

С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю и т.д.

, таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.

Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации [14].

Частота зеркального письма у леворуких детей, по данным исследований, составляет 85%.

Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом.

Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.

По многочисленным наблюдениям, снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно I4после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает своей функциональной зрелости.

Если же после указанного возраста проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверки.

Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании:

верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением неусвоенности ребенком основных принципов организации пространства.

Необходимо также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают.

Одним из объяснений зрительно-пространственных затруднений может являться нестабильная глазодоминантность. Нестабильная глазодоминантность может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице. Однако необходимо еще раз добавить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения.

Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей.

Хотя, как говорилось выше, таких случаев становится все меньше, тем не менее встречаются взрослые, которые столкнувшись со сложностями обучения ребенка, не похожего на него, начинают сомневаться, а не проще ли переучить ребенка и пусть будет дальше «все как у всех».

Чтобы предотвратить даже такие ёомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга.

Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием — это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо ку- шать).

Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые гловные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются неротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервНо-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм. У леворуких детей нередки также школьные страхи (перед неудачами в школе, перед письменными работами), как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности [2].

В нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия так же, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

  1. — необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
  2. — не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
  3. — категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
  4. — любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
  5. — желательно выполнить специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
  6. — необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;
  7. — никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.
  8. На протяжении 1 класса (а возможно, и более продолжительное время) леворукие школьники могут нуждаться в проведении комплекса специальных занятий, направленных на развитие [21, с. 67]:
  9. — зрительно-моторной координации;
  10. — точности пространственного восприятия;
  11. — зрительной памяти;
  12. — наглядно-образного мышления;
  13. — способности к целостной переработке информации;
  14. — моторики;
  15. — фонематического слуха;
  16. — речи.

Постановка техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой.

Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо [2].

При этом способ держания ручки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка.

Леворукий ребенок может иметь в школе немало проблем. Но следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, связи с теми определенными нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретиться у конкретного ребенка.

далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью. Современные школьные программы, ориентированные прежде всего на развитие логико-знаковых, т. е.

левополушарных, компонентов мышления, не дают возможности реализовать потенциал леворукого ребенка, имеющего правополушарную ориентацию.

Между тем специальные исследования свидетельствуют об относительно более высоком творческом потенциале левшей, который обнаруживается при проблемном обучении и приобщении к художественному творчеству.

При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.

При организации развивающей работы у педагога может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда и детского психоневролога. В работе с леворукими детьми следует учитывать определенные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма.

Следует принимать во внимание и еще один фактор, облегчающий учебную деятельность леворукого ребенка. Это касается учета ведущего глаза при выборе рабочего места учащегося. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом.

Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находится в левом зрительном поле учащегося (Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К.). Последнее из перечисленных требований может быть несовместимым с первым, поскольку обычное для левшей расположение рабочего места слева в ряду у окна целесообразно при ведущем правом глазе.

Тем не менее, учет ведущего глаза при размещнии учеников в классе имеет значение не только для леворуких, но и для всех остальных детей.

Источник: https://infopedia.su/13x10bc.html

Учимся на отлично! — Леворукий ребёнок в школе

Особенности развития и обучения леворуких детей в школе.

Читайте также:  Сценарий осеннего бала для старшеклассников и идеи номеров

Цель: сформировать у педагогов, родителей представления о леворуких детях, рассказать об особенностях работы с леворукими.

1.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ.

Часто к нейропсихологам и дефектологам обращаются родители и преподаватели школы просьбой помочь неуспевающим детям младших классов и дошкольникам. Речь идет о здоровых детях, которые не наблюдаются у этих специалистов и до школы никак не проявляли какого-то особенного отставания от сверстников. Среди таких детей около 70% — левши.

Многие родители теряются, когда понимают, что их ребенок левша. У них возникает множество вопросов: что делать с таким ребенком, как учить его писать, есть, совершать даже самые простые движения. Родители начинают задумываться о тех сложностях, которые ждут их и ребенка при его социализации.

Иными словами, начинает действовать очень старый, но при этом стойкий стереотип: не такой как все, значит, неправильный. Множество страхов, которые начинают заполнять мысли родителей, неминуемо передают ребенку, что, в свою очередь, может привести к возникновению у него различных комплексов.

Что же такое леворукость? Нужно ли пытаться переучивать такого малыша? Чем занятия с ним могут отличаться? Как правильно учить такого ребенка письму, счету?

Ребенок «правополушарный» — левша – намного отличается от своих сверстников, и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные дети рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают их большие музыкальные способности, для них не редок абсолютный слух. Но в это же время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков.

  • Психологи отмечают следующие качества леворуких детей:
  • — «Левши» часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства.
  • — Обычно – это художественно одаренные и очень эмоциональные дети.
  • Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, пластилина.
  • — У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.
  • — Часто они позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков.
  • — Бывает, что им трудно даются русский, чтение, математика.

Ребенок – левша непосредствен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда –плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в ощущении желаний.

Причины особенности левшей и правшей кроются в том, что правое и левое полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности. Это может быть представлено в следующем виде.

Левое полушарие

  1. Конкретное мышление
  2. Математические вычитания
  3. Сознательность
  4. Правая рука
  5. Речь
  6. Правый глаз
  7. Чтение и письмо
  8. Двигательная сфера

Правое полушарие

  1. Абстрактное мышление
  2. Образная память
  3. Бессознательное
  4. Левая рука
  5. Ритм, восприятие музыки, интонации
  6. Левый глаз
  7. Ориентировка в пространстве
  8. Чувственная сфера

Но не спешите вешать ярлыки «физик» или «лирик». Не все так однозначно.

Раньше в школах леворуких детей переучивали.

Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во мнении: ни в коем случае этого делать нельзя! Насильственное переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям.

Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывает нарушение сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

Советы, как нужно вести себя с ребенком левшой

-Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу». Объяснить, что «леворуких» людей тоже много и это норма.

  1. -Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его творческие способности, но не стремиться вырастить вундеркинда.
  2. -Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим детям.
  3. -Создать ребенку определенные условия дома, в детском саду, в школе: выделить ему место за столом, за партой с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа, свет на его рабочее место должно падать с правой стороны.
  4. -Учитывать повышенную эмоциональность и впечатлительность такого ребенка, взрослым нужно быть очень чуткими и доброжелательными.

Леворукость становится проблемой, когда ребенок берет ручку и начинает писать. Возможно, в недалеком будущем достаточно будет сесть за компьютер с зеркальной клавиатурой и, пользуясь «левой» «мышкой», набрать нужный текст. А пока надо осознавать, что леворукий ребенок – не повод для расстройства.

Еще одна проблема — скрытые левши. Ученые, проводившие исследования выявляют 62% таких людей. Также встречаются дети, которые одинаково хорошо владеют и левой, и правой рукой. Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.

2.ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ.

При работе с ребенком-левшой необходимо отказаться от переучивания, т.к. произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Последствия такого вмешательства невозможно проконтролировать.

Какие проблемы возникают у детей- левшей при поступлении в первый класс. Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом и т.д.

) мешают детям не правшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки. Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально.

Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно до 9 лет возникают проблемы. Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков. Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно.

Просто обучение в школе строится с учетом правшей, а леворукие дети несколько по- другому усваивают учебный материал. У таких детей хорошо развита интуиция. Образное мышление, а вот логика «хромает»

  • Как помочь леворукому ребенку?
  • Для того чтобы в школе у ребенка не возникали проблемы при обучении письму, нужно ещё до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.
  • Как сидит леворукий ребенок во время письма?

Малыш должен научиться класть тетрадь прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы её нижний правый край находился немного левее. Свет при письме должен падать справа. Особое внимание следует уделять тому, как правильно держать ручку.

Располагая детей в классе, учителю целесообразно посадить левшу таким образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены игнорировать пространства, характерным для неправоруких. Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед левое плечо.

Расположение тетради, листа бумаги, таково, что верхний правый угол лежит с наклоном вправо, а верхний левый угол располагается напротив груди.

Как держать ручку?

Научиться правильно держать ручку непросто.

Известны три способа удерживания карандаша: обычный, параллельно строчке и крючком, или инвертированный. Эти способы используют и праворукие и леворукие дети.

Если ребенок пишет крюком, при таком письме рука ребенка находится в так называемом инвертированном положении и согнута в виде крючка,тупой конец карандаша или ручки направлен не в плечо, а в противоположную сторону, «от себя».

Если мы такого ребенка будем заставлять писать «как все», то надолго задержим развитие его способности писать и вряд ли добьемся успеха. Если ребенок левша пишет крюком, то в этом случае помочь ему варьировать положение листа бумаги, угла, под которым он лежит, или направления наклона.

Ничего страшного не произойдет, даже если тетрадь будет лежать почти перпендикулярно к обычному положению. Иногда таким простым приемом, как правильный выбор положения руки или тетради, удается резко повысить успеваемость ученика, причем не только левши, но и правши, который не стандартно держит руку при письме.

Попробуйте неназойливо показать ребенку наиболее распространенное расположение руки и карандаша при письме, но не усердствуйте. Только ребенок выбирает удобный для него тип написания, который соответствует его физиологическим особенностям. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка.

Начинать надо с нескольких штрихов, всё делать медленно, спокойно. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма. Занимаясь с леворуким ребенком, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.

Леворуким детям пойдут на пользу занятия декоративным рисованием, аппликацией, которые основаны на ряде и чередовании элементов. В этих работах есть элемент зеркальности, и родители могут обратить внимание ребенка на это. Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов.

Начиная обучать леворукого ребенка чтению и письму необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении «зеркального» написания букв следует с учетом и опорой на знание индивидуальных особенностей (лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения) выстраивать систематическую коррекционную работу.

При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки.

Целесообразно уделить внимание развитию фонематического анализа, слово представляет из себя ряд звуков, и несформированность ряда, присущая не праворуким детям, может стать причиной стойких дисграфических ошибок.

Так же следует вести работу по предупреждению и искоренению ошибок, вызванных трудностями соблюдения правильной последовательности и количества букв в слове и ошибок на уровне предложения.

У не праворуких могут наблюдаться трудности списывания, т.к. такой вид предлагает одновременное решение несколько задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста, предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте (требуется быстрая и четкая микроориентировка).

При чтении левши нередко теряют строку и делают попытки читать последовательно в нужном направлении, а справа налево, или из середины текста. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или середины текста.

Во-избежание таких проявлений ребёнку нужно напоминать, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной руке». Если эти способы не дают эффекта, ребенок может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог.

Сначала это делает взрослый, а затем ребенок самостоятельно приучается выполнять такое вспомогательное действие. Ребенок читает таким образом пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой.

При занятиях с ребенком математикой родители должны помнить о том, что у леворуких детях затруднения вызывают задания, где необходимы логические размышления

Примеры заданий на развитие логического мышления

Читайте также:  Почему так важен режим дня для школьника?

Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом ребенку нужен отдых. А, восстановив силы, можно продолжить занятия ещё 15-20 минут.

  1. Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать имеющиеся в продаже прописи для левшей – первоклашек, ножницы для леворуких, ручки для леворуких.
  2. Каждый ребенок неповторим, и его индивидуальность надо уважать, тем более что она основана на законах природы, законах работы мозга.
  3. В продаже можно найти и методические пособия, книги по этой проблеме.

3.ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ.

При воспитании и обучении левши необходимо учитывать особенности его эмоционального статуса.

Родителям и педагогам следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности.

Отличаясь чувственностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и в тоже время испытывая присущие левшам затруднения ребенок чрезвычайно нуждается в сочувствии и принятии.

Задача взрослого – развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, само ценности, активного отношения к жизни. Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся.

Данные, полученные при исследовании левшей показывают, что способы и приемы, с помощью которых дети усваивают знания различны.

Так, например, некоторые дети лучше усваивают учебный материал, представленный в виде зрительных образов, другая часть детей лучше запоминает объяснения, а третья – образные сравнения. При построении плана коррекционной работы необходимо выявлять такие индивидуальные особенности, т.к. их учет может оказаться определяющим выбор путей коррекции детских трудностей.

По мере тренированности детей протяженность ряда постепенно растет. Полезно предложить не праворукому ребенку разложить и составить рассказ по серии сюжетных картинок, соблюдая лево правосторонние направление, можно использовать детские комиксы, если в них соблюдается отрабатываемый порядок.

Можно использовать такие виды работы, как иллюстрирование сказок, рассказов, а затем пересказывание их и с выстраиванием ряда картинок.

Для закрепления логической последовательности действий, событий, на зрительной основе можно предложить ребенку делать вместе с взрослым схематичные рисунки, отображающие развертывание этих действий, событий.

При наличии зеркальности в рисунках необходимо на это обращать внимание.

Если не игнорировать индивидуальность ребенка, всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире.

Именно благодаря своему психологическому статусу они способны на решение таких проблем, которые правшам не всегда по плечу.

Недаром среди левшей много талантливых математиков, творческих личностей, спортсменов; они гораздо лучше правшей справляются с ситуациями, в которых надо приложить максимум интуиции и изобретательности.

Источник: https://teplyakova.ucoz.com/index/osobennosti_razvitija_i_obuchenija_levorukikh_detej_v_shkole/0-154

Психолого-педагогические особенности обучения леворуких детей

В настоящее время из-за изменений в сфере образования большое внимание стало уделяться развитию полноценной личности и воспитанию индивидуальности. Все нововведения, методы и подходы стремятся внести такие необходимые условия, в которых одинаково комфортно было бы всем учащимся.

Проблема адаптации ребенка в школе, а затем и во взрослой жизни всегда волнует учителей и родителей. И любое отклонение в поведении детей от общепринятых норм вызывает у них опасения. Таким опасением и является «леворукость». В педагогике различают два определения: «левшество» и «леворукость». Понятия эти похожи и многих людей ставят под сомнение и сбивают с толку.

По мнению известного российского нейропсихолога, профессора А. В. Семеновича, леворукость — это предпочтение и активное использование левой руки, т. е. внешнее проявление того, что по каким-то признакам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную и ведущую роль в обеспечении произвольных движений. [5, c.2]. Леворукость также может быть и временным признаком.

Что касается понятия «левшество», по словам А. В. Семеновича, — это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. [5, c.3]. Левшество может быть связано и с доминированием левого глаза, левого уха, левой ноги.

Согласно исследованиям М. М. Безруких, адаптационные реакции леворуких учащихся проходят трудно, что часто приводит к формированию риска школьной дезадаптации и школьного стресса. По данным ряда психологов, именно леворукие дети испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. [4, c.73].

Рассматривая трудности, возникающие у леворуких при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании таких детей. Ещё в советские времена система образования стремилась всячески уровнять детей и сделать всех праворукими, что очень негативно сказывалось на здоровье леворуких детей.

Последствиями подобных переучиваний были: заикания, сильные нервные срывы, неврозы и прочее. У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному.

Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость.

Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны учителей и родителей.

В 1986 году Министерством просвещения СССР были приняты официальные документы в защиту леворукого письма. После чего количество леворуких детей существенно увеличилось.

Но отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе. Скорее он ставит целый ряд других, не менее важных затруднений.

Это и дифференцированные методики обучения, и различные комплексы гигиенических требований к рабочему месту, инструменту и многое другое. [1, c.119].

Для организации обучения леворуких детей необходимо как можно более раннее выявление ведущей руки — это позволит оказать леворукому ребенку психолого-педагогическую поддержку и непосредственную помощь. Специалисты считают, что целесообразно это делать в 4–5 лет. [2, c.16].

При поступлении ребенка в школу работа учителя должна быть направлена на достижение его безболезненной адаптации к учебному процессу. Поэтому учителю категорически нельзя проявлять негативного отношения к леворукости. Он должен воспитывать у сверстников и окружающих людей уважение, тактичность и внимательность к таким детям и разъяснять несправедливость обидных кличек и насмешек.

Наибольшие проблемы в обучении леворуких младших школьников составляют навыки формирования письма, чтения и счета, так как основой для усвоения этих умений является зрительное восприятие.

При обучении математики учителям начальных классов помимо таблицы умножения можно составить таблицу сложения. Следует учитывать и то, что при традиционном обучении часто используются модели и схемы. А именно они представляют для леворуких детей наибольшие трудности, так как они могут путать лево и право, верх и низ.

Также необходимо создавать «обходные» пути в обучении. Например, не надо ждать пока ребенок, просто глядя на других сам научится пользоваться вилкой, ложкой, ножницами, иголкой, кисточкой, спицами, завязывать шнурки и т. п. Лучше взять его руки в свои и несколько раз вместе повторить необходимое действие. То же самое нужно проделать с написанием новых букв, цифр и рисованием.

Еще одно очень важное правило при обучении леворукого ребенка — нужно избегать абстракций при объяснении нового материала. Такой ребенок должен сам всё почувствовать своим телом и руками.

При подготовке к обучению грамоте важно помочь учащемуся выбрать положение руки во время письма. Начинать следует с простых штрихов.

Обязательно нужно заниматься видами деятельности, при которых задействованы обе руки.

У леворуких часто возникают трудности при чтении. Чтобы помочь ребенку надо напомнить, откуда началось чтение или можно ориентировать его по маркированной руке (цветная ниточка).

Если эти способы не приводят к положительному результату, ребенок может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог.

Причем, сначала это нужно делать взрослому, а позже ребенок научится делать это самостоятельно.

Важная особенность леворуких детей — это их повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность и высокая утомляемость. В связи с этим, леворуким младшим школьникам даже больше, чем другим, необходимы подвижные игры на воздухе.

В подвижных играх они утоляют жажду движения, разряжают накопившуюся энергию. Игра учит их проявить себя и взаимодействовать с другими детьми.

Если детей не научить вовремя основным движения, то двигательная активность зачастую бывает очень низкой.

Леворукого ребенка лучше всего задействовать во внеклассных и внешкольных мероприятиях, чтобы там он мог общаться со сверстниками, посещать спортивные, художественные, культурные и другие секции. Леворукость для ребенка ни в коем случае не должна быть препятствием для адаптации в окружающей его среде.

Роль учителя начального обучения велика и заключается она не только в передаче знаний, умений и навыков, но и в организации особой образовательной среды, особенно для тех учащихся, которые испытывают трудности в обучении и которым необходима дополнительная помощь.

Несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.

Нужно верить в наших детей, в их успехи и достижения. И совсем не имеет значения, какой именно рукой пишет ребёнок. Важно то, какой он личностью является. Так пусть же каждый леворукий ребенок имеет право на свою индивидуальность и проявление творчества!

Источник: https://moluch.ru/young/archive/15/1082/

Психологические проблемы леворуких детей в школе

Быть не таким как все — очень сложно, и ребёнок чаще всего терпит неудачу. Но это дети, которых взрослые не понимают. Вот ребенок пришел в школу, где он в первый раз в наиболее последовательной форме столкнулся с требованиями праворукого мира.

Главная проблема леворуких детей не в них самих, а в родителях и учителях. Непонимание — это нежелание разобраться в причинах неудач ребёнка, неадекватные требования, это стремление заставить, это постоянное недовольство, укоры, это бессилие ребёнка, его неуверенность, страх.

И снова — недовольство взрослых.

Ребёнок может разными способами отстаивать свои права на уникальность: от активного противостояния взрослому до пассивного реагирования болезненными симптомами в виде заикания, страхов и многих других явлений, называемых невротическими.

Мне известна девочка, которая молчала всю начальную школу после того, как учитель заставил ее писать правой рукой вместо удобной для неё левой. Дело не только в том, что нужно держать ручку в правой руке.

Большинство учителей уже не переучивают леворуких детей и сажают их так, чтобы левая пишущая рука была свободна для движений, то есть сосед по парте сидит справа.

Взрослый может позволить ребёнку выполнять действие аккуратно и точно любой удобной рукой, либо, напротив, жёстко контролировать исполнение единственным способом, который считает правильным.

В этой борьбе ребёнок побеждает редко, но и взрослый получает большой клубок проблем, которые часто связывает не со своими действиями, а приписывает особенностям ребёнка Ануфриев, А. Ф.

Какие же типичные сопутствующие проявления сопровождают леворукость? Ими могут быть:

  • — слабая способность к зрительно-двигательной координации — ребёнок плохо срисовывает графические изображения (особенно, их последовательность), с трудом удерживает строку;
  • — недостатки пространственного восприятия и, возможно, зрительной памяти — ребёнку трудно анализировать пространственные соотношения, т.е. он часто искажает пропорции фигур при графическом изображении, характерны зеркальность письма, перестановка букв при письме, оптические ошибки, смешение букв по написанию: т-п, м-л, н-к, и-н;
  • — возможны параллельные речевые нарушения, например, нарушение звукобуквенного анализа слов, что влияет на то, с каким успехом ребёнок осваивает письмо. Но опознают леворукие дети лучше (быстрее) словесный материал, чем изображения и схемы;

Источник: https://studwood.ru/1734059/pedagogika/psihologicheskie_problemy_levorukih_detey_shkole

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector