Что рассказать о войне для школьников: простые советы родителям

С самого 1945 года, с того счастливого мая, принесшего фашизму крах, а народам мира — свободу, этот день стал для нашего народа самым главным праздником.

Когда-то наши матери, бабушки и деды рассказали нам о той великой войне. Любовь к Родине воспитывается с детства — и мы, еще маленькие, шли с гвоздиками к Вечному огню, рисовали открытки для ветеранов, учили стихи и песни. А сегодня уже мы должны рассказать нашим детям о Победе — чтобы не прервалась память, чтобы на угасал вечный огонь благодарности к солдатам, отдавшим за нас свои жизни.Что рассказать о войне для школьников?

Но как рассказать детям о Великой Отечественной войне? Ведь тема это непростая, болезненная даже. Сколько война принесла потерь, сколько пришлось пережить народу до того момента, когда над Рейхстагом развернулось алое знамя? А говорить нужно: ведь для тех, кто не помнит прошлого, нет и будущего.

Проект «Речь ребенка» подготовил для вас, дорогие читатели, готовый план беседы с ребенком о тех событиях и великой Победе.

Вы сами можете дополнить его семейными историями, собственными рассказами, найти больше песен и стихов — и это будет замечательно! Но даже если вы просто прочитаете с детьми наш маленький рассказ, это будет важным шагом к воспитанию в их душах любви к Родине и уважения к великому подвигу предков.

Это День Победы 9 мая — самый радостный и самый грустный праздник на свете. В этот день в глазах людей сияет радость и гордость за великую победу, которую их папы и мамы, дедушки и бабушки одержали много лет назад.

Но радость эта смешана с печалью: вспоминают люди о тех, кто погиб в той войне. Много людей погибло от вражеских пуль и бомб, от голода и тяжелой работы.

Поэтому говорят, что День победы — это «радость со слезами на глазах»; то есть день одновременно и радостный, и печальный.

Послушайте вместе с ребенком песню “День победы”

Но давай разберемся: что же это была за война? И почему победа в ней настолько важна, что вся страна празднует ее даже много лет спустя?

Может быть, ты уже слышал ее название — Великая Отечественная война. Великой ее назвали потому, что не видел еще свет войны такой огромной, такой разрушительной.

Никогда еще не сталкивалось в сражениях столько солдат, столько самолетов и танков, никогда еще не было разрушено столько городов, убито столько людей.

Ужасная была война! А Отечественной зовут ее потому, что защищали в той войне наши солдаты свое отечество — родные поля, дома, любимых жен и детей. Защищали свободу родной страны от злых фашистов.

А кто такие фашисты? Это были злые, жестокие люди. Они решили, что на всей Земле должен остаться только их народ, который они считали самым лучшим. А все другие народы они хотели уничтожить. Там, где проходила армия фашистов, оставались разрушенные города и деревни, сожженные дома, убитые люди.

Такой вот страшный враг пришел к нам с войной летней ночью 22 июня 1941 года.

Что рассказать о войне для школьников?

Наша вольная, мирная страна не хотела покоряться фашистам! У врага был план: быстро, одним ударом сломить нашу родину, дойти до самой Москвы и покорить ее, разрушить.

Но насмерть встали на границе солдаты: не пустим! По всей стране мужчины, способные воевать, уходили на фронт, заменяя собой убитых. А женщины и дети вставали вместо мужчин к заводским станкам, работали в полях, растили хлеб и строили танки.

Весь народ, от самых маленьких ребят до стареньких бабушек и дедушек, решил бороться с врагом! И тогда в первый раз прозвучало: война народная, священная война!

Послушайте песню “Священная война”

Но враг все наступал и наступал. Много солдат было у фашистов, много самолетов и танков, много бомб и снарядов.

Трудно пришлось нашей армии! Долго отступали наши солдаты, и только когда за спиной оказалась Москва, столица, сердце нашей родины, всем стало ясно: дальше некуда отступать, Москву нельзя отдать врагу.

Ценой страшных, тяжелых боев, ценой своих жизней остановили солдаты фашистские полчища у речки Нары, совсем недалеко от Москвы.

Что рассказать о войне для школьников?

После этой великой битвы медленно, но уже неотвратимо наступали наши солдаты, теснили фашистов, гнали с родной земли, освобождали захваченные города и людей.

Что рассказать о войне для школьников?

До самого Берлина, где прятались главные фашисты, гнали захватчиков, и весной 1945 года ворвались, наконец, в этот далекий город и одержали полную, окончательную победу. 8 мая 1945 года побежденные фашисты окончательно сдались, а 9 мая стало великим праздником — Днем Победы.

Что рассказать о войне для школьников?

И теперь в этот день вся Россия празднует освобождение страны от захватчиков-фашистов.

Это великий день памяти и благодарности: мы благодарим наших дедушек, бабушек, отцов и матерей за то, что в те страшные годы они не струсили, не покорились врагу, отстояли нашу свободу, своими жизнями заплатили за нашу счастливую жизнь и мирное небо. И ты запомни этот день! Подвиг этот никогда не должен быть забыт.

Что рассказать о войне для школьников?

После того, как вы поговорили с ребенком о войне, можете задать ему несколько вопросов:

  • Какой праздник мы отмечаем 9 мая?
  • Когда началась Великая Отечественная война?
  • Почему она так называется?
  • Какая страна начала войну?
  • Кто такие фашисты? Что они хотели сделать с нашим народом?
  • Удалось ли немцам взять Москву?
  • Когда закончилась война? Кто победил?
  • Почему нужно помнить про войну?
  • Кого мы благодарим в этот день и за что?

Если в вашей семье кто-то воевал, то обязательно расскажите об этом ребенку. Покажите военные фотографии, награды, памятные вещи, возможно, у вас сохранились письма с фронта.

Что рассказать о войне для школьников?

Пусть ребенок сам расспросит бабушек и дедушек о войне, если есть такая возможность. Такие беседы – самый лучший способ рассказать детям о Великой отечественной войне.

Источник: https://rechrebenka.ru/kak-rasskazat-detyam-o-velikoj-otechestvennoj-vojne/

Детям о Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война 1941—1945 гг. для детей современности — неведанное прошлое. На нас, родителях сегодняшних детей, лежит большая ответственность — передать по крупицам наши собственные знания о тяжелых годах бабушек и дедушке. Помочь сохранить историю в веках и поколениях. Чтобы помнили… чтобы гордились…

Загляните в мою любимую Галерею, посвященную Великой победе. Много мам вместе с детками вложили в нее свой вклад, чтобы память жила…

Поговорим сегодня о том, что и как рассказать детям о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Действительно, очень важно рассказать своему чаду о тех печальных событиях, чтобы он имел представление о том, через что пришлось пройти людям в то время.

Это воспитывает в детях чувство гордости за свою страну, патриотизм, пробуждает желание быть смелым и сильным защитником не только своей Родины, но и своей семьи. Мальчики перенимают ту мужественность и ответственность, а девочки учатся сострадать, заботится о близких.

Все это необходимо для формирования в ребенке зрелой личности, благородного, надежного хорошего человека.

Эти суровые военные дни 1941—1945 гг.

Большинство войн начинается из-за желания забрать себе чужую территорию или из-за разногласий между руководителями стран. Однако Великая Отечественная война имела несколько иные причины.

На рассвете 22 июня 1941 года без предупреждения и объявления войны, разорвав тем самым Мирный договор, войска немецкого командующего Гитлера вторглись на территорию Советского Союза.  Гитлер не признавал другие национальности, по его мнению, они должны были либо подчиниться ему и стать рабами, либо умереть.

Такой порядок управления государством называется фашизмом. Гонениям подверглись евреи, русские, поляки, французы и многие другие нации, которые не собирались подчиняться фашистскому режиму Гитлера.  Первыми на очереди тем самым утром стали наши с вами предки.

Фашистская Германия переступила черту и напала на Россию.

Что рассказать о войне для школьников?

На защиту нашей Родины встали все. И пусть силы были неравными, но каждый думал только об одном – не дать Гитлеру сломить боевой дух. Каждый мечтал о том, чтобы отстоять свою страну.

В войне участвовали все, и взрослые, и дети.

Во время военных действий, войска Гитлера брали людей в плен и размещали их в специальных концлагерях смерти, где были просто невыносимые условия для существования и каждый день умирали тысячи ни в чем неповинных людей.

Практически в каждой семье кто-то погиб за свою Родину, но благодаря невероятному духу, героизму и объединению, нам удалось остановить Гитлера и вырвать победу из его рук. Начиная с 1943 года, наши войска шаг за шагом отвоевывали свои территории и наступали.

Были освобождены многие захваченные фашистами города, все силы брошены были на штурм столицы Германии города Берлин.  Цели удалось достичь, 8 мая 1945 года немецкие войска капитулировали, а Гитлер не выдержав, окончил свою жизнь самоубийством вместе с  женой и любимой собакой.

Уже 9 мая 1945 года была объявлена победа, русский народ плакал от счастья, обнимался и ликовал.

Краткая хроника Великой Отечественной войны для детей отражена в этом видео. Посмотрите его вместе с детьми:

Около четырех лет вся страна сопротивлялась натиску противника, защищая свои семьи, землю, Отечество. Именно поэтому война имеет такое название – Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Самая страшная война, унесшая около 26 миллионов жизней советских граждан.

Что рассказать о войне для школьников?

День победы

Традиционно с тех пор День Победы празднуется в России 9 мая.

Читайте также:  Подвижные игры на перемене: растем и развиваемся

В этот день мы поздравляем всех ветеранов, защищавших Родину, преклоняем пред ними колена и благодарим их за героический поступок, совершенный ради того, чтобы мы с вами жили в мирное время. В этот день вспоминаются те горестные события войны.

Праздник сопровождается минутой молчания в честь погибших доблестных воинов,  военным парадом на Красной Площади и праздничным красочным салютом. Это священный праздник для всех – День Великой победы!

Что рассказать о войне для школьников?

Георгиевская ленточка

Георгиевская ленточка — незаменимый атрибут праздника. Она олицетворяет как раз победу и всеобщий праздник.

Ее надевают, чтоб проявить уважение к памяти погибших героев, тем самым давая понять, что помнят и гордятся совершенным подвигом уважаемых ветеранов. Традиция совсем недавняя, но она уже прижилась.

  Каждый год перед праздником на улицах города раздают ленточки, чтобы мы с вами задумались о помощи ветеранам и обязательно их поздравили.

Георгиевская ленточка не случайно имеет именно такие цвета. Раньше такая ленточка выдавалась вместе с медалью «За победу над Германией». Оранжевый цвет – это цвет огня, а черный олицетворяет собой дым.  Эта медаль за отвагу, смелость и доблесть солдата!

Что рассказать о войне для школьников?

Простые советы родителям

Вот простые советы для взрослых о том, как сделать рассказ о Великой Отечественной войне запоминающимся и интересным:

  1. Чтобы ребенок понял ваш рассказ и сделал для себя выводы, ваш рассказ должен быть, прежде всего, адаптирован под возраст ребенка. Если ребенок маленький, то лучше свести к минимуму сцены ужасов и кровопролития, не стоит рассказывать подробно о концлагерях, терзаниях детей и животных, голоде и смерти. И хотя эти понятия не обойти, постарайтесь сделать на них не очень явный акцент. А вот ребенку постарше можно рассказать наиболее полно.
  2. Не давайте детям недостоверную информацию. Да, русский народ оказался победителем в этой нелегкой схватке. Но какой ценой! Объясняйте своим чадам, что не все было так просто и гладко. Готовы к войне мы не были, в какой-то момент даже были близки к сдаче Москвы врагу. Но благодаря отваге и доблести, упорству и стремлению защититься, этого не произошло.
  3. Проявляйте при рассказе свои эмоции, не стесняйтесь. Пусть дети поймут, что тема войны неприятная, что бояться войны вполне нормально даже бесстрашному папе, но вместе с этим нужно быть в любой момент готовым защищать Родину, если это потребуется. Это произведет неизгладимое впечатление и поможет понять значение этой войны.
  4. Хорошо, если у вас есть старый семейный альбом с родственниками, прошедшими войну. При рассказе упомяните, кто и как из ваших бабушек и дедушек участвовал в военных действиях.
  5. Полезным будет разучить стихи про войну , научиться складывать треугольником военные письма, сделать поделки на военную тему, например, мемориал «Вечный огонь».
  6. Можно посмотреть документальные фильмы. Обсудите обязательно увиденное.
  7. Сходите в какой-либо доступный для вас музей, связанный с событиями 1941—1945 гг, там наверняка, найдутся самые интересные экспонаты, фотографии военных лет, боевая техника, амуниция и т.п. Посетите скверы Победы. Мы с семьей ежегодно обязательно посещаем парк «28 панфиловцев-гвардейцев»
  8. На День Победы пройдитесь всей семьей в составе Бессмертного полка в вашем городе. Это непередаваемая атмосфера и запоминающиеся эмоции…
  9. Не лишним будет назвать города-герои, а также кратко рассказать о военных профессиях и вооружении.
  10. Покажите ребенку 125 грамм хлеба, которые в то время выдавались на целый день. Это было суточным пайком, достать что-то еще было невозможно, при этом каждый день нужно было усердно работать и стоять на защите Родины.

Что рассказать о войне для школьников?

Война стала особо суровым и сложным испытанием в жизни нашей страны и в жизни наших бабушек и дедушек, которое потребовало от всего нашего народа силы духа и способности вместе сплоченными рядами противостоять врагу. Победа в этой войне далась тяжело, стоила миллионы человеческих жизней. Это действительно одна из самых важных дат в истории нашей страны.

Со времени окончания войны прошло уже множество лет, уже почти не осталось ветеранов, но мы всегда будем помнить их героический поступок и те жертвы, которые они принесли, чтобы мы с вами могли наслаждаться мирным голубым небом над головой…

Источник: https://tsvetyzhizni.ru/uroki_s_mamoy/detyam-o-velikoj-otechestvennoj-vojne.html

Детям о войне 1941–1945 для школьников и день победы для детей дошкольного возраста: стихи и рассказы про войну

При подготовке беседы с детьми важно ответить на вопрос: «Как влияет война на их душевный мир?» Существует мнение, что детям до определённого возраста лучше совсем не знать о том, что в мире есть кровопролитие, боль и страдание. Сторонники такого подхода в воспитании считают, что это поможет молодому поколению вырасти без травм и склонности к насилию. Так ли это?

С психологической точки зрения, уверенность человека базируется на знании о своих корнях. Всё, что происходило до нас, имеет в нашей жизни огромное значение. Неслучайно раньше люди составляли родословные, особо указывая на тех предков, которыми гордились. Неосознанно мы как бы видим в них частичку самих себя.

Пращуры служат для нас внутренней опорой. Потеря традиции сохранять родословные сильно подкосила чувство уверенности в себе у населения России. Сейчас в большинстве семей память о предках как раз и сохранилась максимум до поколения дедов и прадедов, участвовавших в ВОВ. Для многих современных детей знание, что прадедушка воевал, защищал Родину — повод гордиться своими корнями.

Другой аспект темы Великой Отечественной войны — её жестокость и трагизм, смерть миллионов советский людей, ужасы пожаров, бомбёжек и голода.

Стоит ли освещать эту сторону детям? Думаю, что это событие нельзя преподносить как праздник или что-то типа игры. Если мы хотим, чтобы этого никогда не повторилось, наши дети должны знать правду.

Конечно, подавать её надо с учётом возраста собеседника.

Важным в разговоре о ВОВ является воспитательный момент. На войне человек предстаёт таким, каков он есть на самом деле, преодолевая свои страхи и двигаясь во имя идеи к светлой цели или убегая от самого себя, отказываясь от того, во что верил.

Во времена СССР военные рассказы становились основой нравственного и морально-этического воспитания молодёжи. Сейчас мы не касаемся того, насколько это было верно и как именно это подавалось. Но в этом нет ничего предосудительного.

У детей обязательно должны быть герои и идеалы. И лучше, чтобы это были реальные люди, которыми, действительно, можно гордиться, нежели трансформеры или персонажи фильмов о вампирах.

Что рассказать о войне для школьников?

Как детям донести информацию о войне 1941–1945 годов

Показать фильм

Советские фильмы о ВОВ всё ещё остаются прекрасными помощниками в разговорах на эту сложную тему.

  • «В бой идут одни старики»;
  • «Судьба человека»;
  • «А зори здесь тихие».

В них война живая, человеческая, в них показаны тяготы военного времени, боль реальных людей, их мужество и героизм.

С 7–8 лет школьники хорошо чувствуют и понимают такое кино. Фильмы нужно смотреть вместе со взрослыми. Реакция родителей и педагогов — важная сторона воспитания. Даже если сложная сюжетная линия останется непонятной ребёнку, ваши личные эмоции станут основой для формирования его отношения к войне.

При просмотре фильмов не спешите отвечать на детские вопросы. «Почему он плачет, он же остался жив?», «Почему они победили, а музыка всё равно грустная?». Спрашивайте: «А ты как думаешь? Как бы ты объяснил?»

Делайте паузы, дайте детям подумать и самостоятельно выстроить цепочку смыслов. Пусть ребята выскажутся: часто они дают довольно точные объяснения тому, что увидели на экране, проявляя огромное сочувствие.

Познакомить с хорошей книгой

Ещё один способ рассказать о Великой Отечественной войне — чтение художественных книг на военную тематику. Помните, что книги, как и фильмы, надо подбирать в соответствии с возрастом читателей.

Хорошо, когда один из героев повести или рассказа будет ровесником слушателей. Например, как в книге Анны Печерской «Дети — герои Великой Отечественной войны».

Знакомить малышей с книгами военной тематики можно с 3–4 лет. Конечно, им будут сложны для понимания крупные произведения, такие как повести или романы. Начинать стоит со стихов и небольших рассказов. Предварительно нужно подготовить ребёнка, поговорив с ним о том, что такое «война», объяснив слова, которые, возможно, малышу будут непонятны, например, «редут», «пехота», «батальон».

Для чтения младшим дошкольникам подходят следующие произведения:

  • «Отцовское поле» Владимира Куприна;
  • стихотворение «Победой кончилась война» Сергея Михалкова;
  • «Дедушкин орден» Анатолия Митяева.

Для старших дошкольников можно взять:

  • «Брестскую крепость» Сергея Алексеева;
  • рассказ «Война и дети» Аркадия Гайдара;
  • книгу «Генерал» Джанет Чартерс с иллюстрациями Майкла Формана.

Младшим школьникам будут интересны следующие произведения:

  • «Дорогие мои мальчишки» и «Рассказ об отсутствующем» Льва Кассиля;
  • «Арбузный переулок» и «Твои защитники» Виктора Драгунского;
  • «Рассказы о Великой Отечественной войне» и «Рассказы о полководцах» Сергея Алексеева;
  • «Девочка из города» Любови Воронковой;
  • «Сын полка» Валентина Катаева.

После чтения книги можно обсудить её сюжет, поговорив о том, какие чувства испытывали дети при прочтении, что их потрясло, что они посчитали важным для себя.

Прослушивание песен

В Монтессори-классах у дошкольников и младших школьников есть свободный доступ к дискам и музыкальному центру с наушниками. Примерно за 1–1,5 месяца до Дня Победы в музыкальном уголке размещаются песни и произведения военных лет.

Это помогает детям эмоционально погрузиться в то время, прочувствовать атмосферу. Важно подобрать композиции высокого качества как в плане содержания, так и звучания.

Читайте также:  Шуточные номинации для выпускников на последний звонок

Например, это могут быть:

  • «Баллада о солдате» (музыка Василия Соловьёва-Седого, слова Михаила Матусовского);
  • «В землянке» (музыка Константина Листова, слова Алексея Суркова);
  • «Катюша» (музыка Матвей Блантера, слова Михаила Исаковского).

Что рассказать о войне для школьников?

Беседы о Великой Отечественной войне

Во-первых, осветить тему ВОВ за одну встречу невозможно. Беседы должны проходить систематически, например, в течение месяца до и после Дня Победы. И конечно, нужно разговаривать об этом в течение всего года, например, в день освобождения своего родного города, в День снятия блокады Ленинграда.

Во-вторых, готовясь к беседе о Великой Отечественной войне, первое, что необходимо учитывать — возраст слушателей. Но при этом в разговоре с детьми любого возраста на эту тему вы должны донести мысль, что наш хрупкий мир прекрасен и его надо беречь и сохранять.

Необходимо затронуть причины, по которым в мире происходят войны. Чаще всего это борьба за новые территории. Но Вторая мировая имела важную особенность. Германия напала на Советский Союз и соседние страны ещё и потому, что их население было другой национальности. Все, кто не относился к арийской расе, должны были подчиниться нацистскому режиму.

Детям важно объяснить, что на территории самой Германии проживали разные национальности. К ним немецкое руководство применило карательные меры в первую очередь.

Важно отметить, что Германия напала на Советский Союз внезапно, когда люди мирно спали. Но жители СССР отказались покориться фашистам, вступив с ними в неравную борьбу. Благодаря мужеству и отваге наших дедов и прадедов, сражавшихся за Родину, а также тех, кто работал в тылу, страна одержала победу над врагом.

С младшими дошкольниками (3–4 года) проведите беседы о причинах ВОВ, о подвигах советских воинов, о том, как и почему мы празднуем 9 Мая. Сделайте тематические поделки, выучите военные стихи и песни.

Помните, что в 3–6 лет дошкольникам достаточно несколько раз услышать стихотворение или песню, чтобы запомнить. Не следует заставлять их насильно учить слова.

К старшим дошкольникам (5–6 лет) пригласите военных. Почитайте с детьми рассказы и стихи о подвигах советских людей. Для тех, кто уже начинает самостоятельно читать, подготовьте карточки с картинами и небольшими текстами (1–2 предложения).

С детьми 6–9 лет можно провести тематические беседы на следующие темы:

  • о битвах за Москву, Сталинград и сражение на Курской дуге;
  • защитниках Брестской крепости;
  • блокаде Ленинграда, подвиге юных героев ВОВ;
  • детях, которые трудились в тылу.

Младшим школьникам и подросткам будут интересные беседы о подвигах героев Великой Отечественной войны, развитии военной техники и оружия в военные годы.

Поездки и экскурсии

Мы можем познакомить детей с ветеранами или работниками тыла, которые расскажут о ВОВ. Такие встречи оставляют в душе ребят неизгладимый след на всю жизнь.

Важно посетить с детьми музеи боевой славы, памятники героям Великой Отечественной войны. Можно организовать выездные экскурсии к местам боёв, если ваш город находится недалеко от них. Или запланировать специальную поездку для детей младшего школьного возраста по местам боевой славы на несколько дней.

Важно, чтобы родители активно сотрудничали с педагогами, оказывая помощь в организации экскурсий, так как родительская позиция и пример в отношении к войне является самым важным для ребёнка.

Что рассказать о войне для школьников?

День Победы в Монтессори-школе

В нашей Монтессори-школе «Алиса» подготовка к празднику начинается за 1–2 месяца. В уголке для чтения размещаются книги о войне в соответствии с возрастом детей, в музыкальном уголке — диски с подборками песен, которые педагоги готовят заранее.

Перед праздником дети украшают классы, приносят фотографии своих близких, участвовавших в ВОВ. Организуется «Стена Памяти». Заранее готовится классная «Книга Памяти», в которой рассказывается о сражавшихся родственниках учеников. Страницы «Книги Памяти» создаются каждой семьёй в отдельности, а затем сшиваются в общий альбом.

В канун 9 Мая проводятся мероприятия, посвящённые Дню Победы. С 3–4 лет каждый ребёнок знакомит одноклассников с фотографиями своих дедов или прадедов, участников войны, и рассказывает о его подвигах. Многие дети в этот день надевают военную форму в память о погибших солдатах и прикрепляют георгиевские ленточки к одежде, как дань уважения тем, кто защищал нашу страну.

Этот праздник и радостный, и грустный. Мы стараемся донести детям, почему победа была «со слезами на глазах». Поэтому 9 Мая дети зажигают свечи в память о погибших.

Ребята посещают Площадь Победы и различные мемориалы, которых в нашем городе много — оборона Воронежа была кровопролитной и тяжёлой. Возлагают цветы к Вечному огню. В эти дни в классах проходят встречи с военными, накануне детям показывают художественные военные фильмы.

Источник: https://mchildren.ru/kak-rasskazat-detyam-o-vojne/

Как рассказать детям о великой отечественной войне

«Летидор» спросил у экспертов, как и что именно стоит рассказать ребёнку об этой трагической странице в нашей истории.

В детских садах устраивают фотосессии малышей в военной форме, школьники ставят сценки из военных книг, не совсем понимая, что именно переживали герои этих трагических историй. В этом году страну захлестнула новая волна патриотизма, и о событиях Великой Отечественной войны не слышал разве что младенец.

«Летидор» спросил у экспертов, нужно ли рассказывать о событиях ВОВ и как это правильно делать.

О том, с чего начать разговор о событиях войны отвечают мама, психологи и учителя.

Рассказывать о войне, конечно же, нужно. Это огромная часть нашей истории, часть, закладывающая основы понимания национального характера. Другое дело — как рассказывать. Дедушки и бабушки, помнящие и знающие войну, к большому сожалению, уходят от нас.

Некому уже посмотреть с внуками старые черно-белые фото, неспешно рассказывая, как захватывали высоты, какими были боевые друзья. Та самая живая «ткань» военного бытия теряется, ветераны уходят, а рассказы тех, кто ответственен за так называемое патриотическое воспитание большей частью сложно назвать живыми, эмоциональными и… человечными.

Ибо первое правило, которое должен соблюдать человек, повествующий о войне — рассказывать о ней не только как о большом историческом событии, тем самым переводя ее в разряд «одного из событий в учебнике», а как о событии, в котором участвовали живые люди с живыми судьбами.

Такие разговоры (о живых историях) приемлемы с самого нежного возраста, лет с пяти.

В это время у детей происходит становление самооценки и чувств «правильно-неправильно/справедливо-несправедливо/по совести или нет». То есть можно довольно легко уложить рассказ в логику интересов ребенка.

Конечно, не стоит малышу рассказывать о миллионах погибших и реках крови, а вот о том, как сложно бывало и как становились героями — вполне. Рассказывать о войне не должны, а могли бы и учителя, и родители. Почему не должны? Потому, что это слово не дает особой свободы и превращает живое общение в обязаловку.

Пока есть возможность организовывать встречи разных поколений, этим надо пользоваться.

Просматривать вместе мультимедийные композиции, рассматривать вещи, оставленные нам историей — именно так должна строиться работа с детьми, через живой интерес с учетом психологических особенностей возраста, а не для галочки и отчетов.

Сам же праздник, посвященный победе в Великой Отечественной войне, является хорошей стартовой точкой, чтобы запустить среди детей и родителей диалог о войне, а не рассматривать его с точки зрения «отметили и забыли», как это часто случается.

В учебной программе Великую Отечественную войну проходят в 9,10 и 11 классах. Что касается детей средней школы: события ВОВ мы рассматриваем на обществознании, в теме «Моя страна».

Ни один хороший учитель не будет продвигать свою точку зрения относительно любых событий.

Мнения всегда остаются мнениями, а задача преподавателя истории — в первую очередь, научить ребёнка размышлять самостоятельно.

История состоит из фактов. Мы изучаем сами события, разбираем их причины. Обсуждая ВОВ, никто не говорит, что немецкие войска пошли войной, потому что считали, что принадлежат к лучшей нации на свете. Никто не сгущает краски. Причины у войны есть не только политические и идеологические, но и экономические.

Наша задача на уроках — разбираться во всех причинах войны.

Моя цель — сделать так, чтобы у детей было пространство для собственного мнения. Я против идеологического навязывания единственной точки зрения. Это крайне непрофессионально.

С другой стороны, в нашей стране есть определённые традиции, которые игнорировать не получится. Например, мы отмечаем День Победы. Важно, чтобы дети не просто относились к этому событию как к празднику, но знали его историю.

Великая Отечественная война для современной культуры России имеет не меньшее значение, чем празднование Дня Независимости в США или Взятия Бастилии во Франции.

Это часть нашей культуры, и знакомить детей с ней — абсолютно нормальная практика.

К тому же дети очень проникаются теми событиями.

Недавно мы писали всероссийскую проверочную работу по истории. Одним из заданий было указать исторические события, которые произошли в вашем городе. Больше половины класса писало о блокаде Ленинграда.

Дети рассказывали довольно внятные вещи: не только исторические факты (вроде того, что блокада длилась 871 день или про операцию по прорыву блокадного кольца, Дорогу жизни), но и о страданиях людей, о том, какой подвиг совершили жители города.

В школе распространено стереотипическое суждение, что снятие блокады стало главнейшим событием в войне. Это не совсем так.

Читайте также:  Правила организации обучения детей инвалидов в школе

Но мы упрощаем некоторые события для восприятия детей. Благодаря этому они становятся фундаментом для понимания истории и культуры страны.

Детям не важно, какое значение победа играла для мировой геополитики, но они понимают, как тяжело жилось во время войны простым людям. Для школьников тема войны — история про солдат, которые защищали не строй, не государство, а свою землю, своё Отечество.

Я считаю, что каждый ребёнок должен быть информирован о событиях 1941 – 1945 годов, а дальше он уже сам решит, как к ним относиться.

Безусловно, детям нужно рассказывать о войне. Это часть нашей истории, а, значит, часть жизни наших детей, и они должны о ней знать! Начинать рассказывать о войне нужно не раньше 5-летнего возраста, когда ребенок уже может рассказать о своих чувствах и переживаниях, задать открытые вопросы.

Самое главное в рассказах о войне — описывать не только факты, события, но и чувства людей.

Как они это проживали, чем жили, во что верили. И особенно о том, что это все дало в итоге – свободную страну, сплоченность и т.п.

Лучше всего, если про войну расскажут те, кто имеет к ней какое-то отношение: дедушка, который воевал или был ребенком во время войны, родители, которые будут передавать рассказы о войне, которые они услышали из уст своих родителей.

Тогда это будут живые чувства и события, которые кровно связаны с ребенком и произведут большее положительное впечатление на малыша.

Главное, чтобы рассказы о войне не были формальными, чтобы учителя рассказывали о войне не как об очередной теме, которую им необходимо пройти.

Чтобы рассказы о войне не напугали ребенка, очень важно после рассказа не оставлять малыша наедине со своими мыслями и переживаниями.

Важно спросить, что он об этом думает, что чувствует, что его удивило, о чем он еще хотел бы узнать. Иначе у ребенка рассказы о войне могут вызвать сильную тревогу, причин которой мы впоследствии можем и не понять.

Наши дети, к сожалению, воспитаны в конформизме, очень мало слышат о той войне, не знают о цене победы. Праздник 9 мая стал для них формальным. Это выходной, парад, салют.

Великая Отечественная почти уравнена в правах с Первой мировой — далекая, покрытая пылью история. Без личного смысла. Без всякого жизненного урока.

Задумайтесь, ведь ещё немного и останется только один очевидец ВОВ. Защитников нашего Отечества, тех кто проливал кровь за нас, уже давно нет.

Остались только дети войны, да и им не всегда удается передать тот надрыв, ту боль, что пережил народ в то страшное время.

Ведь у кого-то бабушка рыла окопы, у кого-то родственники в в тылу работали для фронта. А может в блокадном Ленинграде переживали бомбёжки и падали в голодные обмороки, и хоронили близких.

Кто-то был в концлагере, а кто-то ухаживал за ранеными и стирал одежду для бойцов. У кого-то родственники тушили «зажигалки» на крышах городов и разносили треугольники фронтовые письма).

Чьи-то деды в боях на фронте проливали кровь за Родину, а чьи-то были в партизанах и боролись в тылу врага за наше будущее.

Почти каждою семью коснулась война. Сколько боли, страданий и мук перенесли люди.

Дети должны знать, как жили люди в то страшное время!

Это не должно повториться!

Расскажите детям о войне. Ваши беседы с ребёнком, рассказы очевидцев, стихи, спектакли, книги, фильмы, написанные и созданные в военное и послевоенное время, ещё дают нам надежду, что живая связь времен пока ещё не прервётся.

Нужно ли рассказывать? От этого не уйдешь, по телевидению постоянно идёт реклама кино о войне, новости то и дело твердят об атаках. Ребенок естественно спрашивает, что происходит.

Поэтому приходится мягко рассказывать о том, что такое война.

Дочка стала интересоваться этой темой с 3,5 лет. Я рассказываю, что война очень опасна, на войне многие теряют пап, мам, родных и друзей.

Тут встает другой вопрос у ребенка «а куда они деваются». Я отвечаю, что они становятся звездами, которые смотрят на нас по ночам. Иногда дочка начинает нервничать и спрашивает: «А мы не умрем?».

Я отвечаю, что нас ждет долгая и счастливая жизнь, что мы убежим от войны и спрячемся, что мы ее убережём.

Считаю, что о войне необходимо рассказывать в том случае, если у ребёнка появляются вопросы и он сам готов это обсуждать.

Неделю назад мы были в школе (младшие классы) на концерте, посвящённом событиям Великой Отечественной войны.

Так вот впечатления: тема серьезная и глубокая, но дети не могут понять и прочувствовать её. Они читают стихи, поют песни, показывают сценки… У взрослых — слёзы на глазах, а у школьников на лицах непонимание, недоумение. Они читают стихи о проводах на войну, потерю мама и родного дома.

Но это как-то не сходится с их возрастом, они ещё не готовы к этой теме.

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/vopros-ekspertam-kak-pravilno-rasskazyvat-detyam-o-velikoy-otechestvennoy-voyne.htm

Как правильно рассказывать школьникам о войне?

9 мая в нашей стране победителей действительно уже давно стал общенародным праздником, несмотря на то что каждый новый год отдаляет нас от 1945-го, становящегося все более далеким от нас и от наших детей, годом.

Участников Великой Отечественной становится все меньше, отмечает в своей колонке директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов. Но при этом празднование Дня Победы также каждый год прирастает все более яркими и масштабными мероприятиями.

И потрясающий «Бессмертный полк», и кинофильмы о войне, в том числе современные, песни военных лет, которые доносятся до нас из всех динамиков в эти дни… И на примерах героизма и солдат, и тружеников тыла мы сегодня выстраиваем практически всю нашу патриотическую работу.

Иногда меня в этом месте поправляют: «военно-патриотическую»… И вот здесь, пожалуй, наступает очень тонкая, но очень важная грань.

На днях к нам в школу с лекцией о Великой Победе приходил один уважаемый человек, мы были уверены, что его встреча со старшеклассниками будет очень полезной для ребят. Однако в самом конце этой встречи случился один довольно неприятный инцидент.

Один из учеников подошел к лектору и обвинил его (в приватном разговоре) в неадекватном «ура-патриотизме» и пропаганде враждебного отношения к Западу (молодого человека зацепили слова о трусости и ненадежности западных союзников, он посчитал такую интерпретацию излишне упрощенной и тенденциозной).

К сожалению, наш ученик сделал свое заявление в довольно грубой форме, поэтому его привели ко мне для разговора.

Но сам факт такого события заставил меня снова задуматься о том, как же правильно и умно помочь нашим современным подросткам узнать про войну, учитывая, что (слава Богу!) они не знают, что это такое.

Как передать, что война – это прежде всего не неизбежная победа, а горе и смерть? Чтобы, когда поколение современных школьников станет управлять нашим государством, у него не возникало соблазнов ввязываться в военные авантюры с уверенностью в легкой и неотвратимой победе? Какое же патриотическое воспитание нам нужно? И нужно ли именно военно-патриотическое? Что, разве патриотизм – это только готовность умирать на войне ради своей страны и своих близких?

Думаю, что иногда на наших глазах и, увы, нашими руками, руками педагогов, происходит романтизация войны, а я убежден, что это крайне опасная тенденция.

Так как же рассказывать детям о войне? Прежде всего честно, без пафоса. И рассказать об этом еще есть кому – еще живы участники войны, некоторые ветераны.

Именно поэтому мы в нашей школе «Покровский квартал» запустили большой проект, в ходе которого ребята берут видеоинтервью у участников войны, которые просто и прямо рассказывают о пережитом.

Мы собираем сейчас эти материалы и уже начали их публикацию.

А еще имеет смысл организовывать показы не современных блокбастеров о войне, а тех кинокартин, которые снимали сами фронтовики, а таковых у нас много. И в них совсем не так много пафоса…

Нам нужно уметь показать ребятам не столько карты боевых операций, сколько истории простых людей, которым война сломала жизни, но многие из которых так и не были сломлены.
Нам нужно делать акцент не столько на разовых героических акциях, сколько на каждодневном тяжелейшем труде в годы войны и сразу после нее, и солдат, и тружеников тыла. И прямо говорить о военных преступлениях фашистов.

И да, показывать примеры того, что есть в мире ценности, которые куда важнее стремления комфортно и безмятежно потреблять, что надо быть готовым защитить то, что дорого, и тех, кто дорог.

И что делать это можно и нужно в нашей повседневной жизни, для этого не стоит ждать случая как-то по-особому проявить себя, ведь рядом с нами всегда найдутся те, кто нуждается в нас.

И тогда мы сможем быть уверенными, что нам по силам будет преодолеть любые испытания, которые выпадут нашим поколениям, что школа сделала все возможное, чтобы ее выпускники не просто познакомились с ценностями отечественной истории и культуры, а что эти ценности стали действительно значимыми и влияющими на жизнь наших ребят.

Источник: https://gazeta-pedagogov.ru/kak-pravilno-rasskazyvat-shkolnikam-o-vojne/

Ссылка на основную публикацию